Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

                                                               Василий Сухомлинский
                               "Зимние радости и заботы"

                                                             

  

                                                              

    

 

Зима... Какие прекрасные  возможности для воспитания  и  развития детей кроются в  этой замечательной поре.  Глубоко  заблуждаются те,  кто  считает периодом оздоровления детей только лето. Если не использована для укрепления здоровья зима - с умеренными морозами, мягкими, обильными снегами, то и лето не принесет пользы.

 

Я приучал малышей быть на морозе, дышать чистым морозным воздухом. Утром мы шли в школьную  теплицу встречать восход солнца,  которое окрашивало в алый  цвет  причудливые узоры на замерзших  стеклах  в коридоре теплицы. На каждом стеклышке наше воображение рисовало удивительные миры: мы видели  фантастических  зверей,  таинственные горные ущелья, облака,  цветы.

 

Здесь, у замерзших стекол, дети  создали не одну сказку.  Здесь они  учились читать,  о чем я расскажу позже. Встретив солнце, ребята открывали дверь  из коридора  в  теплицу и вступали в мир цветов. Зимой у нас в одной  из теплиц цветут хризантемы. У каждого ребенка здесь был свой цветок - свой друг. Дети поливали цветы. Это были радостные минуты: в маленьких  капельках загоралась радуга, дети с восхищением смотрели на нее, мечтали о лете... Здесь родилась сказка о  солнечном  мосте  -  золотой радуге.

 

После  каждой  метели,  когда обновлялось белое покрывало земли, мы  шли  смотреть на  снежные  сугробы  в школьном саду. Удивительный это мир - снежные сугробы; такой же таинственный и  неожиданный,  как  и  облака.  В  причудливых  сугробах дети  находили  и сказочные терема на вершинах неприступных гор, и застывшие морские  волны, и

белого лебедя, и серого  волка, и хитрую  лису.  

 

Однажды  природа как  будто специально для  нас создала  сказочный корабль  -  с  парусами и капитанским мостиком,  с якорем  и  пиратами,  всматривающимися  вдаль.  Несколько  дней подряд, пока  ветер и  солнце не разрушили корабль,  мы  ходили смотреть  на него.  А  вечером  дети собирались  в  школе, чтобы  послушать мой рассказ о пиратах  и добрых людях - освободителях слабых и несправедливо  обиженных, о борьбе добра и зла, о победе правды над  несправедливостью.

 

В сильный  холод мы не  ходили  на прогулки. Если  мороз был небольшой,  дети  находились  на воздухе.  А когда наступала  оттепель, у  нас  начался  настоящий  праздник.

Пионеры  помогли  нам  построить  снежный  городок. Из  снежных плит сложили убежище, получилось что-то  похожее на  пещеру. И здесь отдыху и  труду тоже сопутствовала сказка  и игра. Мы играли  в  полярников. Я  рассказывал детям сказки  о  великом  ледяном  безмолвии.  В  них переплеталась  фантастика  с подлинными, героическими  подвигами человека. С  грустью расставались малыши со  своим убежищем, растаявшим под лучами солнца.

 

Дважды зимой  мы  ездили в лес,  один раз автомашиной и  один раз  на  лошадях. Легкий морозец  обжигал щеки, но никто  не жаловался  на  холод. 

Дни, проведенные  в  зимнем  лесу, навсегда остались в памяти детей. Мы слушали музыку зимнего  леса, наблюдали за жизнью  птиц.  В лесном  овраге  нашли незамерзающий  источник. Грелись у костра,  варили кашу.  Любовались  красотой  вечерней  зари, на наших глазах менялась  окраска  ветвей,  покрытых снегом, они были то бледно-розовые, то оранжевые, то багровые, то фиолетово-голубые.  Сказка о Солнышке обогатилась новыми  образами,  захватившими  детей своей фантастической  необычностью  и красотой.

 

Здесь  мы составили  стихотворение, в  котором дети  передали свое впечатление  о зимнем лесе. Катя, любуясь  красотой сосны, одетой  в снежный наряд,  сказала:  -  Сосна спит. Зина нарисовала более яркий  образ: - Сосна уснула   до  лета...  -  Сосна  уснула  до  весны,-  сказал  Сережа,  и  все почувствовали  напевность  этих  слов.  Детям   хотелось   продолжить  мысль товарища. - Ей снятся, снятся, снятся сны,- произносит кто-то из ребят.

    

Сосна уснула до весны,  ей снятся, снятся, снятся  сны,- пели мальчики и девочки, переживая  чувство  гордости от  того, что сами сложили песню.

Этот зимний  вечер  открыл  передо мной целый  мир духовных богатств  ребенка.  Я окончательно утвердился в убеждении: учить думать, развивать умственные силы и способности детей надо непосредственно у источника мысли и слова.

 

Кто из малышей не любит  лепить снежную бабу, кататься на салазках! При умеренном  морозе  в тихую погоду, особенно  когда  ярко светило солнце,  мы проводили целые дни  на  воздухе.  На окраине  села  устроили ледяную горку.

Деревянные и  металлические сани нас не удовлетворяли  - недостаточно быстро они  скользили,  и мы сделали  десятка  два  ледяных салазок: брали  солому, смешивали  с  навозом,  обливали  водой,  придавая  этим  сооружениям  форму гнездышка. Салазки были совершенно  безопасны.  Мне  вспомнилось собственное детство... 

 

Мы нашли колесо от телеги, вставили ось в  прорубь на пруду, лед сковал  ось, и колесо превратилось  в ледяную  карусель.  Дети,  держась  за палки,  привязанные  к колесу, скользили по  зеркальной поверхности пруда. В этих играх и забавах проходили  целые  дни.  Слабенькие дети - Саня, Володя, Катя,  Костя -  стали  румяными,  краснощекими.

Своеобразная красота  зимней природы  особенно  ярко  раскрывалась  перед  ребятами  в тихие  безоблачные морозные вечера. Мы стояли где-нибудь в саду, смотрели на алую зарю, ожидали первых звездочек. Озаренные вечерним  светом, снега казались розовыми, потом -  светло-фиолетовыми. В эти  минуты чувства, охватившие детей, выражались в слове и музыкальной мелодии. Припоминались мелодии народных песен, созвучных неповторимой красоте. Очарованные, мы шли в школу, разжигали огонь в печке и пели  песни. В тихое зимнее  утро дети  любовались  зарей. Они стояли молча, созерцая красоту. Им хотелось найти слова, чтоб выразить свое  восхищение. Я помогал  в поисках слова. Каждая находка  пробуждала не только радость, но и была новым зарядом мыслительной энергии.

 

Из книги «Сердце отдаю детям»

 

 

.

Чтобы человек стал человеком...

 

"Очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью" - отмечал

Василий Сухомлинский. Он говорил: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...". В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. " Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке -дело значительно более сложное, чем провести уроки. " . Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами".

 

"... Мы сидим на кургане, вокруг нас звучит стройный хор кузнечиков, в воздухе аромат степных трав. Мы молчим. … Ребёнку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать … Умение дать ребёнку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребёнку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать…

 

Мы вслушиваемся в хор кузнечиков. Я рад, что дети увлеклись этой изумительной музыкой. Пусть в их памяти навсегда сохранится тихий вечер, насыщенный ароматом полей и переливами чудесных звуков. …

 

Солнце скрылось за горизонтом, по небу разлились нежные краски вечерней зари. Вот и ушло солнышко на отдых. Кузнецы принесли Солнышку Серебряный венок, а тот, что был на нём вчера,  расплылся по небу. За день он накаляется на огненных косах Солнышка и становится мягким, как воск. Прикоснулось к нему Солнышко горячей рукой – он полился золотым ручейком по вечернему небу. Последние лучи уходящего на отдых Солнышка озаряют ручеёк, вот видите, он играет розовыми красками, переливается, темнеет – Солнышко уходит всё дальше. Вот оно скоро взойдёт в свой волшебный сад, и на небе загорятся звёздочки. Предлагаю детям идти домой, но им не хочется, они  просят: посидим ещё минутку".

 

(Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям)

 

"Красота — это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озаренный этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души — она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. Красота — это зеркало, в котором ты видишь сам себя и в соответствии с этим относишься сам к себе".

 

 (Сухомлинский В.А. Рождение гражданина)