Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

                                                     

                                                                Валентина Николаевна Томас 
                                Педагогические размышления                                         Симона Львовича Соловейчика

                                                     

                                                                            (1930 - 1996)

  

                                                              

 

 

 

Размышления о родительской педагогике

 

* В воспитании всё начинается в детстве, это верно, но в чьём? – в детстве родителей.

 

* Несовершенные, мы хотим вырастить совершенных детей. А это возможно лишь тогда, когда мы отдаём себе отчёт в том, что с нами происходит.

 

Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Лучше становимся мы – лучше становятся и дети.

 

* …Мир не справляется со своими детьми. Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни, не умеют изменить свои взгляды и приёмы, выработать новую для себя педагогическую веру. Отсюда – небывалая потребность в педагогическом знании, совете, помощи.

 

* Мы воспитываем ребёнка по образу Ребёнка, и успех зависит от того, есть ли у нас воспитательная сила подвести детей к этому нашему идеальному образу и отвечает ли он, этот образ, образу Человека.

Когда образ Ребёнка правилен, а воспитательная сила велика, выходят очень хорошие люди. Здоровые, нравственно красивые, счастливые, естественные.

Когда образ Ребёнка правилен, а воспитательная сила слаба, результат предсказать труднее, но, вероятно, всё будет хорошо.

Когда образ Ребёнка ложный, а у воспитателя есть какая-то сила, (скажем, сила характера), то результат, по всей видимости, будет плохим. Можно надеяться лишь на благотворное влияние школы или чужих людей, если таковых пошлёт судьба.

Если же и образ Ребёнка ложный, и воспитательной силы нет, то результат непредсказуем, потому что в этом случае воспитывают стихии двора, улиц, школы, случайные встречные. С кем ребёнок поведётся, от того и наберётся.

Следовательно, нужно стараться создать более правильный образ Ребёнка и развивать свою воспитательную силу. Этим двум задачам, в сущности, и служит педагогиканаука об искусстве воспитания детей.

 

* Должны измениться не мы, должна измениться наша педагогическая вера.

 

* Можно точно установить, когда начинается правильное воспитание: с той минуты, с того дня, когда мы впервые сказали ребёнку «спасибо».

Мы весьма озабочены тем, чтобы ребёнок вырос благодарным, вежливым, говорил нам «спасибо». Но душа ребёнка растёт не на тех «спасибо», что он говорит, а на тех, которые мы ему можем сказать.

 

Хороший способ проверить, покупать или не покупать вещь: представим себе, что она принесёт в дом – мир или ссору, успокаивает или возбуждает чувство неловкости, неустроенности?

 

Детей, конечно, одевают по возможности хорошо, но родители должны быть одеты лучше. Ребёнок страдает, если он плохо одет, но он умирает от стыда, если плохо одеты родители. Когда родители одеты со вкусом, у ребёнка есть надежда, когда же родители одеты плохо – ребёнок боится такого же будущего.

 

* Материальное благосостояние вообще не имеет отношения к результатам воспитания.

 

Превращение детей в родителей – биологический смысл воспитания.      

 

 

 

О воспитании самостоятельности

 

Нужна работа нравственного саморазвития и самовоспитания взрослых – это и есть наиболее значимая работа для воспитания ребёнка!!!

                                                                                                                                          Лобок А.М.

 

  • Главная цель воспитания, явная и бесспорная, заключается в самостоятельности. Родившегося у нас беспомощно младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них.

  • Все моральные заповеди, все законы, все правила поведения культурного человека сводятся по сути к одному: добивайся своих целей, но за свой счёт, а не за счёт другого. Какими бы значительными ни казались тебе твои цели, не посягай ради них на другого человека, на его жизнь, на его труд, на его покой, на его права, на его личность, на его достоинство, на его планы, на его время, на его отдых, на его счастье – не посягай! Не утруждай его, не используй, добивайся своих целей за свой счёт, и только за свой – за счёт своего труда, своего опыта, своих знаний, своих сил, своего времени, своего имущества, своих способностей, своего мастерства, своего здоровья, а может быть, и своей жизни.

  • Все правила вежливости постараемся преподносить детям не как требования этикета, а как необходимость не затруднять людей. Добивайся своей цели за свой счёт. Всё, что можно делать самому, - делай сам, никого не затрудняй, а если уж затрудняешь, то проси об одолжении. Ни с кого нельзя требовать – никто в этой жизни, включая родных, ничего мне не должен и ничем не обязан. Я обязан людям, мне в радость оказать услугу, я могу просить о помощи, но мне никто ничем не обязан. Не трогай человека, не принуждай, не вынуждай, не вмешивайся в его жизнь, не вторгайся в его душу, не добивайся верха над ним. Люди типа «мой верх» - самые отвратительные люди на свете. Помни правила деликатности.

  • Не затрудняй людей – не добавляй им забот без крайней нужды.

  • Не затрудняй людей – не будь угрюм.

  • Не затрудняй людей, не старайся выглядеть несчастным и нуждающимся в помощи.

  • Не затрудняй людей – проси о помощи только того, кто может и хочет тебе помочь, и не проси о помощи без конца.

  • Не затрудняй людей, не ставь их в неловкое положение, а если почему-либо чувствуешь своё превосходство  над человеком, то тем более уступай ему.

  • Не затрудняй людей – если жалуешься кому-нибудь на свои беды, а человек тебя утешает, будь благодарным ему и не отводи его утешения как ничего не стоящие.

  • Не затрудняй людей ничем, ни силой своей, ни слабостью.

  • Как научить ребёнка этим правилам? Бесконечными повторениями? Нет, соблюдением их в общении с детьми.

 

 

Размышления о воспитании

 

Будем любить детей щедро и без страха, будем верить в них – и всё будет хорошо. Если в детстве потребность человека в безопасности, любви и уважении была полностью удовлетворена, он приобретает способность стойко переносить лишения. Он вырастет самостоятельным, не поддаётся дурному, а развивается даже в самых неблагоприятных условиях.

* Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, всё остальное приложится. Из школы, из жизни они будут выбирать и вбирать в себя всё доброе и честное. Они будут воспитуемы, как говорил Сухомлинский. Будет основа – и серьёзное воспитание во всех его видах и направлениях пойдёт им впрок. Но нельзя строить третий и пятый этажи там, где нет фундамента.

* Воспитание идёт только до тех пор, пока между воспитателем и воспитанником – правда во всём, и устанавливает эти отношения правды и справедливости – взрослый.

* Для воспитания честных и добрых людей, необходимо верить в правду и любовь.

Внутренний мир человека держится на стержне «нужда-цель».

* Самое основательное, самое эффективное воспитание – это воспитание желаний. Воспитывать желания – значит обогащать их, направлять осторожно и терпеливо, понимая их природу, исключив из воспитания даже идею обуздания и самообуздания. Мы потому так мало заняты воспитанием желаний и так сильно – борьбой с желаниями, что культура желаний – самая трудная, самая неподдающаяся часть педагогики. Воспитание желаний – это не воспитание чего-то отдельного, не пресечение капризов, не борьба с потребительством, не обуздание разрушительной энергии, а воспитание всей личности ребёнка.

* Просьба – вот лучшая форма делового общения с детьми. Если бы меня спросили, в чём состоит что-то единственное, к чему стоит приучать ребёнка с малых лет, я бы ответил: умению откликаться на просьбы и умению просить, а не требовать. Культуре просьбы.

* Соединим в сознании ребёнка долг и радость – и больше ничего для     воспитания не нужно.

Бедный или богатый, ухоженный или запущенный, но красивым наш дом может быть всегда, это доступно всем.

Поразительно, как действует на детей, особенно на подростков, когда в их доме едят красиво. Им начинает казаться, что их дом отличается от всех других домов. И даже если в доме всё будет вверх ногами, на кухне должно быть чисто, красиво и уютно.

Трудная наука быть красивым – узнать, что годится тебе, а что не годится, и какой цвет – твой, и какая причёска - твоя. Если эту науку обойти – дети потом будут страдать всю жизнь. И вот ещё где красота: осанка, движение, физическое развитие и просто манеры за столом!

Надо ли заставлять ребёнка учиться? Способного – надо, неспособного – лишь в пределах его способностей.

 

 

Воспитание сотрудничеством

 

Ребёнок приходит в жизнь как гость – он другой, неизвестный нам человек, мы рады ему, мы на всё готовы ради него, м любим его, мы счастливы видеть его таким, какой он есть. Дорогой, самый дорогой гость в доме. Но, вырастая, он постепенно становится равным нам, нашим сотрудником. И так в семейную нашу педагогику входит, быть может, самое важное и самое сложное слово – сотрудничество. Сотрудничество в воспитании – то же, что дух в личности.

Наша жизнь – это совместный труд со множеством людей, физическое, душевное и духовное сотрудничество. Воспитание – это сотрудничество с детьми, ответственность за которое несут взрослые.

Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Сотрудничать с людьми – значит уважать их, ценить, уметь поступиться своими желаниями, нуждаться в них и быть им нужным. Но ведь это же то же самое, чего мы ждём от ребёнка. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся,  совпадают – поле сотрудничества с людьми.

Заметим, что в слове «сотрудник» хороший корень: труд. Труд и должен быть основной формой воспитания – духовный труд, душевный, умственный и физический.

Мы не требуем сотрудничать с нами, не добиваемся сотрудничества, а учим, растрачивая собственную душу.

В хорошей семье никто не знает слов «ты должен». Должен только я.

Пока я сотрудничаю с человеком, я больше озабочен тем, как я выполняю свой долг, а не тем, как выполняет его другой. И детей с первого дня учат, что никто никому ничего не должен, ни с кого ничего нельзя требовать, требуют только от самого себя и все выполняют свой долг, а не следят ревниво за окружающими, делают и они свою работу. И это самый верный путь к воспитанию чувства долга.

От дела – к личности, а не от личности – к делу. Труд воспитывает. Мы не занимаемся детьми, мы не воспитываем их в общепринятом смысле, мы налаживаем жизнь в доме с участием детей, мы все вместе стараемся жить весело – это и есть воспитание.

Воспитание ребёнка – это подвиг бескорыстия, только у бескорыстных людей вырастают хорошие дети.

Вырастить детей, ничем не поступаясь, невозможно.

В хорошей семье никто не напоминает друг другу о долге, никто не следит за тем, как исполняет свой долг другой, но каждый радостно несёт свои обязанности, постепенно завлекая детей радостью всякой работы.

С детьми нельзя вести счёты и потому, что душа от этого хиреет, и потому, что вклад и отдача несоизмеримы, да и просто потому, что просчитаемся. Кто завёл счёты с детьми, тот просчитается. Дети даны нам для нашего бескорыстия.

Так что же выходит: всё отдай и ничего взамен?

Примем одно: жизнь должна идти вперёд, родители всё отдают своим детям, а дети – своим детям, и так эта эстафета бескорыстия идёт через века. Дети благодарны, но они благодарят не нас, а жизнь.

 

 

Как сделать детей счастливыми?

 

     Каждый человек выстраивает свой образ счастья. И оттого счастье –

своего рода зеркало души, зеркало внутренней свободы человека.

Желать человеку счастья – значит желать, чтобы совершенствовалась его душа.

 

А.М. Лобок, руководитель лаборатории   

вероятностного образования, г. Екатеринбург

 

- Как воспитывать детей? Каждую минуту и всей душой желайте им счастья сейчас и в будущем – этого достаточно! И никогда не разъединяйтесь с ними, не оставляйте беззащитными перед судьбой.

 

- Желание счастья? Да разве оно от нашего желания зависит?

 

- Но мы не раз ещё столкнёмся с законом духовной жизни: всё, что есть в человеке, возникает из двух встречных движений, из двух сил: из движения, направленного от мира к человеку, и движения от человека – к миру. Противоположные эти силы, встречаясь в одной точке, не уничтожаются, а складываются. Но если встреча не происходит, то обеих сил словно и не было.

 

- Счастье на перекрёстке стремлений и судьбы; но где эта точка, если говорить о целой жизни? Там, где встречаются правда и долг.

 

- На пределе своих возможностей (честно), у пределов правды (честности) высекается счастье целой жизни.

 

- Все несчастья в жизни, все оттого, что человек дурно воспитан и считает долг обузой.

 

- Счастье – награда природы за то, что мы стремимся к чему-то, действуем, используем каждый шанс, предоставленный нам судьбой: счастье – на перекрёстке стремлений и судьбы.

 

- Природа награждает нас за качество стремлений.

 

 

 

Воспитание общением

 

Глагол «воспитывать» объединяет три разных действия: управлять, учить и общаться.

Общение требует абсолютного равенства. Это соединение двух душ; они хоть на миг становятся равными. В этом уравнивании – наслаждение, человеческий и педагогический смысл общения. Один миг общения даёт больше, чем целые часы поучений.

Дети больше нас нуждаются в общении. Душа занимает во внутреннем мире ребёнка почти всё «пространство» психики; а одно из главных свойств души состоит в том, что она жаждет общения, и даже не с человеком, а именно с душой другого человека. Без общения детская душа не развивается, она не может ни любить, ни верить, ни надеяться – она хиреет.

 

Все могут общаться со всеми, но не все умеют это делать, потому что не все взрослые нуждаются в общении – душа высохла, и не все могут снять с себя доспехи превосходства, разоружиться  при встрече с человеком, открыться душой, почувствовать чужую душу равной, прикоснуться душой к душе и открыться такому касанию. Не у всех хватает простодушия, способности чувствовать просто.

Собственно, в этом-то и состоит педагогический талант – в умении почувствовать в ребёнке равного себе душой, в способности к душевному общению. Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце.

 

У общения такие ступени: контакт, душевное общение, духовное.

Во многих семьях родители и дети, обладая покладистыми характерами, живут в простом дружелюбном контакте, не задевая друг друга, как бы рассеянно.

Душевное общение возможно и при случайной встрече.

Но только духовное общение соединяет людей навсегда, даже если они встретились на мгновение или вообще не встречались, - так общаемся мы с великими писателями.

 

Законы общения

 

  • В духовном общении люди могут быть и не равны, стоять на разных высотах, так же как и в творческом стремлении к правде, добру и красоте. Но дух одного передаётся другому, укрепляет его, поднимает.
  • Великое счастье – встретить брата по духу; величайшее из возможного счастье – найти брата по духу в собственном сыне.
  • …У нас полчаса в день на ребёнка? Наш сын может быть прекрасно воспитан и в эти полчаса, если мы будем помнить, что воспитание – это не уход, не надзор, а душевное и духовное общение. Уход в полчаса труден, надзор невозможен, а сила общения измеряется не временем.
  • Когда ребёнок в школе, в нём как бы два существа: он один – и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддаётся – только бесстрашному общению. Человеком, ребёнком можно и манипулировать; душой – нельзя. В действительности только общение делает детей воспитуемыми.
  • Где нет общения, там и управление детьми невозможно – они не  слышат старших, не уважают их, не любят труда и остерегаются законов лишь постольку, поскольку боятся быть пойманными.
  • Несколько минут общения достаточно, чтобы ребёнок стал человеком, научился уважать чужую душу, понял или почувствовал, что души равны.
  • Общение, как и всякая растрата чувств, требует от человека душевного усилия; оно не может быть непрерывным, и в этом одна из причин конфликтов между детьми и родителями: или ребёнок требует постоянного общения, или, наоборот, мама требует от маленького постоянного общения, а он устаёт душой, он хочет просто поиграть.
  • Общение, как и радость, редко приходит по желанию, по плану, преднамеренно. Чувство взаимной близости даётся нам как награда.
  • Грубовато обращаясь с младенцем, я учу его грубости, и больше ничему. Какая бы у меня ни была важная цель: здоровье ребёнка, его будущее, его жизнь, но учу я его одной лишь грубости. Её он воспринимает, а не мою цель.
  • Раздражительный отец ещё может что-то дать ребёнку, раздражающий ничего не даст.
  • Голос и взгляд – первые инструменты общения.
  • Доброта, серьёзность плюс чуть-чуть юмора – вот лучший рецепт для папиного и маминого голоса.
  • Все проблемы с детьми возникают там, где воспитателю не хватает доброго голоса и доброго взгляда.
  • Постепенно вычёркиваю из репертуара своих взглядов – взгляд косой, подозрительный, настороженный, хмурый, кислый, унылый, умилённый, пронзительный, недовольный, насмешливый, сердитый, безразличный…

Это всё антипедагогические взгляды.

 

Оставляю в репертуаре: взгляд добрый,  ласковый,  нежный, любопытный, весёлый, радостный, юмористический,  понимающий, прощающий, утешающий, подбадривающий, приглашающий, восхищённый.

А для наказания – удивлённый взгляд: «Я знаю, что ты замечательный парень; как же ты мог так поступить?..»

 

  • Каждая наша недобрая интонация, каждый недобрый взгляд – это проступки перед детьми.
  • Раздражение на сто процентов лишает наши воспитательные действия силы. Раздражение – первый признак уходящей, погибающей любви.
  • Общий язык – это не команды и послушания, это язык чувств. Даже взрослые не понимают слова, за которым нет чувства. Первый проблеск чувства – это внимание. Общаться – значит пробуждать чувство.
  • Трудные дети те, у кого нет душевных контактов со взрослыми.
  • Трудные родители – те, кто не умеет и не хочет устанавливать такие контакты, не ищет общего языка с детьми, а добивается, чтобы ребёнок хорошо учился и хорошо себя вёл только потому, что «сколько раз тебе повторять».

 

«Воспитание – это духовный процесс»

 

  • Смысл жизни состоит в охране и развитии жизни, в развитии духа и укреплении его. Человечность, сильный дух – вот что может и что должно дать воспитание.
  • Духовность – не одно из многих качеств человека, а главное, оно определяет все его моральные достоинства, его цену. Именно в духовности заложены возможности воспитания. В каких бы неблагоприятных условиях ни рос маленький  человек, я, воспитатель его, имею возможность и силу влиять на его душу, потому что высокий дух всегда сильнее бездуховности. Воспитывать – значит в духовном общении возбуждать и поддерживать веру в правду, чувство любви к людям и надежду на гармонию мира, укреплять творческую волю к правде, добру и красоте.
  • На самом деле воспитывать – значит учить человека относиться к людям и к делу по-человечески, по правде.
  • Слово «правда» - ключевое понятие воспитания и вообще всей духовной жизни. Вера в правду, стремление к ней – последняя, глубочайшая причина, по которой вырастают хорошие или дурные дети. Когда мы верим в правду, мы стараемся поступать с детьми справедливо, у них развивается совестливость – и вырастают порядочные люди, на них можно положиться. Лишь то воспитание прочно, которое приучает ребёнка к правде, приучает быть самим собой.
  • Имей дух и умей вырастить его! Нет духа – ничего не сделаешь, ни на один педагогический вопрос не ответишь. Да ведь и всех вопросов о детях не множество, как нам кажется, а всего лишь три: как воспитать стремление к правде, то есть совестливость; как воспитать стремление к добру, то есть любовь к людям; и как воспитать стремление к красивому в поступках и в искусстве.
  • Спрашивают: на как же быть тем родителям, у которых нет этих стремлений к высокому? Как им воспитывать детей? Ответ звучит ужасно, я понимаю, но надо быть честными… никак! Что бы такие люди ни предпринимали, у них ничего не выйдет, дети будут становиться всё хуже и хуже, и единственное спасение – какие-нибудь другие воспитатели. Воспитание детей – это укрепление духа духом, а иного воспитания просто нет, ни хорошего, ни плохого. Так – получается, а так – не получается, вот и всё.
  • Великое, красивейшее явление человеческого духавоспитательная сила… Это не сила авторитета, не сила характера, не воля и даже не любовь и не мудрость, а духовная сила соединить противоречивые духовные движения в одно, достигать гармонии, нравственной красоты… воспитательная сила не гнетёт человека, не подавляет, а возвышает его. Это подъёмная сила души.
  • Во внутреннем мире человека нет никакого «материала», в нём лишь то, во что человек верит.
  • Семья – это не налаженный быт, семья вообще не быт, семья – духовная поддержка в жизни, питание души человеческой.
  • Душа – это система желаний или система отношений. А чувство – это не что-то рядом, не что-то сопровождающее желание, нет, чувство – это сила желания. В этом заключается таинственная цельность души: вера и надежда порождает желание, а чувство – ощущение его силы. Воспитывать чувства – значит воспитывать желания, и наоборот. Культура чувств и культура желаний – одно и то же.
  • Вера, надежда, любовь – это первая забота каждого воспитателя, а может быть, и единственная забота. Представим себе человека, который ни во что не верит, ни на что не надеется и ничего, никого не любит. Это строгое описание мёртвой или, лучше сказать, парализованной души. Так бывает после большого несчастья или при несчастном воспитании, когда родители делают из своих детей душевных паралитиков.
  • Только силы веры, любви и надежды бесконечны, все другие силы рано или поздно иссякают. И только в детстве можно дать ребёнку эти бесконечные силы.
  • Почти все, если не все трудности с детьми и подростками связаны с тем, что ребята не доверяют взрослым, не верят их словам, недоверчиво относятся к их ценностям, а то и вообще ни во что не верят. Воспитывать таких детей практически невозможно: они бессердечны и не знают пределов безжалостности. Они не понимают наших слов не потому, что глупые или упрямые, а потому что у них нет чувств, нет способности не только сочувствовать, но и просто чувствовать. Чувство и вера связаны между собой. Без веры и надежды чувства нет.
  • Вера в правду, в людей, в жизнь соединяет, собирает внутренний мир человека. Нет веры – и всё распадается, сразу появляется необходимость в механизмах принуждения, внутреннего и внешнего.
  • Воспитывать – значит вселять в ребёнка веру в успех.
  • Представим себе: вот зло, вот родители, вот ребёнок. Родители не могут представлять зло как добро,  не могут и скрывать  зло. Они могут лишь одно: быть источниками доброго взгляда на мир. Насколько им это удастся, настолько и будут их дети добрыми.
  • Единственный путь воспитания: от детской слепой веры в добро, внушённой родителями и воспринимаемой как нечто бесспорное, - через собственные поиски правды в людях, в жизни, в книгах – к мировоззрению,  глубоким и стойким убеждениям.
  • Мир многообразен, внушаем мы ребёнку, но тем не менее помни:

         - всё на свете или честно, или нечестно;

         - всё на свете или добро, или зло;

         - всё на свете или красиво, или некрасиво.

 

  • И не путай! И не ищи середины! Выбирай честное, доброе и красивое.
  • Ведь представление детей о мире складывается не столько от наших разговоров о нём, сколько из тех реальных выборов, которые сделает сам ребёнок.
  • Результат воспитания зависит лишь от духовности окружающих людей.

             

 

О воспитании сердца

 

  • Тайна воспитания сердца – в управлении детской радостью. Воспитание сердца – передача своего волнения. Нет волнения – нет и воспитания.
  • Воспитывать сердце – значит управлять радостью ребёнка. Радость управляет желаниями, желания составляют внутренний мир – личность. Воспитание сводится, во-первых, к тому, чтобы ребёнок испытывал радость от встречи с добрым, тогда он сам будет искать его,  доброе, отдавать именно ему свой единственный процент внимания. И во-вторых, чтобы ребёнок испытывал радость от достижения цели.
  • Воспитание сердца почти всё идёт на бессловесном уровне. Чувство отличается от мысли тем, что его нельзя передать непосредственно. Для сообщения мысли есть орудия – слова, речь, а чувство безорудийно, его нельзя объявить – оно гаснет. Чувство невидимо,  неслышимо – и всё-таки оно есть, и всё-таки оно движет людьми. Попробуем себя в искусстве воспитывать молча – одними только взглядами, лёгкой улыбкой, вздохом, покачиванием головы, насмешливым выражением лица. Язык чувств – мимика, интонация, смех, слёзы, язык чувств – музыка. А не слова.
  • Мы должны не столько учить вежливости, сколько воспитывать сердечный слух, чувство человека, и тогда ребёнок легко овладеет правилами поведения. Он не просто будет вести себя культурно, поведение будет отражать внутреннюю его культуру, будет следствием развитого сердечного слуха. Но мы не всегда понимаем, что вежливость и сердечный слух – явления, совершенно разные по своей природе, они приходят к человеку по-разному. Внешняя культура, вежливость – это набор навыков, привычек поведения. Сердечный слух – психическая способность. Это слух не на слово, а на состояние другого человека.
  • Воспитание сердечного слуха требует нравственной тишины, и нельзя внешнюю культуру воспитывать методами, подавляющими культуру внутреннюю.
  • Будем вежливыми с детьми, будем оберегать их сердечный слух!

 

 

«Педагогика – наука об искусстве любить детей!»

 

  • Труд жизни начинается с труда души – с любви.  Потом пойдёт школьный труд ума. Потом – труд души, ума и рук вместе. Но ни ум, ни руки не работают как следует, если не трудится душа.
  • Чтобы подняться в область добра и великодушия, в ту область, где только и живёт педагогика, надо затратить определённый труд души, приложить силу. Эта сила – любовь к людям, этот труд – труд любви.
  • Душа, способная любить, наученная любить с самого рождения, постоянно, в борениях и мучениях духа обретает великое, возвышающее, облагораживающее бесконечное желание добра людям – любовь к ним, стремление к добру.
  • Будем учить детей любви: научатся любить людей, будет что и кого любить – они сами научатся ненавидеть тех, кто посягает на любимое и дорогое.
  • Воспитывает человек, который любит. В любви – правда. Правда не в научных истинах, а в любви! Педагогика – наука об искусстве любить детей!
  • Воспитывать – пробуждать способность любить.
  • Из воспитания ничего не получается, если нет сердечной тяги к людям, любви.
  • Любовь к людям – не разделение людей на чистых и нечистых, это сердечное движение навстречу людям, близким и далёким.
  • Фраза «надо любить детей» хороша,  да не очень точна. Не стоит соединять слова «надо» и «любить». И не столько детей своих надо любить для хорошего их воспитания, сколько людей – и своих детей в частности. И не столько нужна детям наша любовь, сколько нужна им возможность любить кого-то…
  • Любить – отдавать, покровительствовать, заботиться, защищать, охранять. Оттого и растёт душой любящий – от чувства своей силы. Любящим не долг движет, не совесть, не правила приличия и даже не сострадание, не участие, а именно любовь.
  • Если любовь – покровительство и заступничество, то мы можем развивать это чувство в детях,  поддерживая всякую их привязанность к старой кукле, к щенку, котёнку, к каким-то их камушкам и стёклышкам. Всё, что любит ребёнок, люблю и я, всё мне так же важно и дорого.
  • Любить – значит принимать человека таким, какой он есть. Человек набирается ума лишь от тех людей, которые его принимают.
  • От любви всё добро в мире. Это сила жизнеутверждения.
  • От страха всё зло в мире. Это сила жизнеотрицания.
  • Любовь – единственное педагогическое средство против невольного детского страха перед жизнью и, следовательно, против возможных пороков.
  • И почаще будем радовать детей неожиданным удовольствием, помня, что радость – первая ступенька любви.

 

 

«Судьба ребёнка зависит от отношения к нему»

 

  • Подумаем о том, что нам подвластно, - о нашем отношении к детям. Если мы переменим своё отношение к ним, то, быть может, и они станут терпимее к нам, и мы найдём тот единственный способ воспитания, который и нам доступен, и детей захватывает.
  • Человек – это способности плюс отношение к людям, к делу, к жизни; если я хочу вырастить человека для человека, я и должен относиться к ребёнку как к человеку, и никакого другого способа справиться с задачей нет, все другие способы – обман.
  • Совесть же – основа духа. Без совести, без стремления к правде (что одно и то же) духа нет, он мёртв. Но только совесть, соединённая с любовью, то есть добро и правда, другими словами – любовь и совесть, вместе составляющие красоту и красивое, - только эта духовная троица, когда она царит во внутреннем мире человека, и даёт свободу, и освобождает.
  • Два тормоза есть у человека: страх и стыд.
  • Всё от стыда и совести; нет совестливости у ребёнка – ничего нет; не стыдится он дурного – ничего с ним не сделаешь. Стыд внушить нельзя. Охранять стыд, как охраняют природные ценности – вот что мы должны сделать для воспитания совести. Нет ничего хуже, чем вырастить человека с сильным характером, но без совести. Совесть без силы поступать по совести смешна, но сила без совести страшна.
  • Не надо фиксировать внимание на пороках, справедливое сочувствие ребёнку – лучшее лекарство против любого порока.
  • Подлинное средство воспитания – в нас самих, в нашем сердце. Оно действует, оно воспитывает двадцать четыре часа в сутки. Мама на работе, сын в школе или во дворе, но отношение матери к сыну оказывает влияние постоянно.
  • Цель воспитания одна – внутренняя свобода человека.
  • Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
  • Чем шире душа, чем вольнее дышит сам воспитатель, чем сильнее он как человек, чем острее его совесть – тем больше свободы он в состоянии предоставить ребёнку, а вместе со свободой и тепла.
  • Без тепла, в ожесточении, в сопротивлении развивается внутренняя агрессия – сначала против мира, потом против себя самого. Агрессия же несовместима со свободой. Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей.
  • Два первых, два основных условия воспитания, две важнейшие его стороны, две ступени:

-  контакт, душевная связь с ребёнком;

- строительство его души,  укрепление его представления о себе самом как о достойнейшем человеке, охрана его чести.

Если нет контакта, воспитания нет вообще.

 

 

ВОТ ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

ВОТ ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ – любовь, вера, надежда, мужество, ответственность, власть, долг, свобода, способности, таланты, воображение, воля, старательность, милосердие, честность и справедливость – всё, что определяет наше общение с ребёнком и с детьми. И это лишь верхний, психологический слой, касающийся лишь душевной стороны жизни. А есть ведь  ещё и главная, духовная жизнь – именно она определяет свойство, особенность и результат воспитательной нашей деятельности. Конечно, вопросы типа «что делать, если…» весьма и весьма важны – нам часто не хватает просто опыта. Но не ими, этими вопросами-ответами, вопросами-советами определяется воспитание, а внутренним, душевным, духовным миром людей, которые живут рядом с ребёнком и влияют на его внутренний душевный и духовный мир. Советы очень важны для одних людей и бесполезны, обманчивы для других.

Как и вся педагогика.

 

Из всех наук педагогика, быть может, самая полезная – ведь сказано же, что воспитанием решается участь человека, и это так. Но из всех существующих наук педагогика – самая опасная, самая вредная, самая убийственная; она может погубить и ребёнка, и взрослого. Она особенно опасна тем, что мы все постигаем эту науку не на лекциях и практикумах в институте, а с детства, незаметно для себя в родительском доме. Каждый отец и каждая мать по совместительству ещё и профессора педагогики – они не просто растят ребёнка, не просто воспитывают, они учат будущих родителей воспитывать своих детей. Это невидимые педагогические институты, миллионами рассеянные по всей земле, изо дня в день делают своё невидимое, тихое дело, доброе или страшное. А чаще всего – и доброе, и злое одновременно.

 

Человек никогда не творит добро или зло без того, чтобы ещё кого-нибудь не научить добру или злу, не рассеять в мире добро и зло. Каждый наш поступок, каждое сердечное движение имеют следствия и последствия. Мы видим лишь ту часть этих следствий, которая касается нас самих, лично нас (да и то не всегда), и не видим, не можем видеть других, рассеявшихся по миру педагогических последствий.

Поэтому нелепо представлять себе науку педагогику в виде советов, или формул, или законов, или категорических утверждений, или систем. У неё совсем другая природа, она не похожа не только на естественные науки вроде биологии, она не похожа и на ближайшие к ней отрасли вроде психологии. Всякая наука изучает жизнь; педагогика вторгается в жизнь – этим она и опасна, потому-то первое дело каждого воспитателя, педагогов или родителей – предупредить об этой опасности. Сейчас вспомнили старое мудрое изречение врачей «Не навреди!» и повторяют его к месту и не к месту. Но педагог не может не навредить – хотя бы потому, что его главный инструмент – он сам, а сам он, педагог, существо далеко неидеальное. Но будем хотя бы понимать это…

 

                   «Первое сентября». Последняя книга. – 1998. - № 77

Симон Львович СОЛОВЕЙЧИК (1.10.1930 -1996), русский писатель, публицист, педагог, основатель и главный редактор газеты «Первое сентября»

 

Симон Львович Соловейчик родился в Симферополе.
После окончания МГУ в 1953 году работал пионервожатым, учителем в школах Москвы, корреспондентом журнала «Пионер».


В 1960-х гг. в газете «Комсомольская правда» основал рубрику «Алый парус», где публиковал статьи по вопросам гуманизма и нравственности.
В середине 1980-х гг., работая в «Учительской газете», Соловейчик инициировал новое научно-практическое педагогическое движение — педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось как диалог педагога и ученика. Также регулярно публиковал статьи по вопросам педагогики в журнале «Новое время».

 

В 1992 году Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября», которая стала проводником гуманистических педагогических идей.

 

В 1994 году Симон Львович Соловейчик написал Манифест "Человек Свободный" (Читать: http://www.psychologos.ru/…/view/manifest-chelovek-svobodnyy), в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, что такое свободный ребёнок, свободная школа, и каков путь к воспитанию свободных людей.

 

Главная работа жизни Симона Львовича Соловейчика — книга "Педагогика Для Всех" (1977—1986), где он изложил философские взгляды на цели, средства, и условия воспитания детей; показал как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека и показал недостатки традиционного воспитания детей.

 

Соловейчик — автор книг о детях и для детей: «Книга про тебя» (1963), «Мокрые под дождем» (1968), «Отчаюха» (1969), «Учение с увлечением» (1976).

 

 

 

* * *

 

Симон Соловейчик
НЕПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ ВОСПИТАНИЯ. Избранные статьи


© Соловечик С.
© ООО «Издательство АСТ»

 

«Непрописные истины воспитания» – это собрание уникальных статей о семейном воспитании, каждая из которых – педагогическое открытие в отношениях детей и взрослых. Эти открытия позволяют избежать драматических и порой непоправимых ошибок в воспитании наших детей.

 

Предисловие

 

В семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века Соловейчик стал едва ли не самым знаменитым «писателем для родителей». Даже возникла особая категория людей – тех, кто считал, что воспитывает детей «по Соловейчику», так же как другие воспитывали «по доктору Споку».
Но воспитание «по Соловейчику» вряд ли укладывалось в методическую систему. Дело все-таки было не в том, чтобы мы становились очень озабочены тем, как детей баловать, или решали не учить их вежливости. Нам лишь показывали, что вопреки всем привычным представлениям можно поступать и так – и беды не будет. А можно вести себя и более привычно, и это тоже не обязательно окажется ошибкой.

 

Читать дальше:
http://readli.net/chitat-online/?b=916931&pg=1

 

 

* * *

 

Симон Соловейчик
ВАТАГА "СЕМЬ ВЕТРОВ"

 

Повесть о современной школе, в которой автор исследует жизнь классного коллектива, показывает ее в противоборство желаний и характеров. Вместе с учениками педагоги стараются сделать жизнь школы более творческой и содержательной.

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПОВЕТРИЕ

 

Мы все приходим в мир новичками новичками, но только редким поколениям выпадает доля прийти новичками в обновленный мир. 
Давным-давно, когда наших героев еще не было на свете, а будущих родителей их еще смешно было называть будущими родителями, поскольку им было лет по пять, по шесть, в Электрозаводске, в двух часах езды от Москвы, построили клуб с белыми колоннами. Война, говорили эти колонны, действительно кончилась; теперь будем жить хорошо и богато. Не успели в городе оглянуться, как появился Дом культуры с восьмью колоннами, более массивными, а затем и Дворец культуры воздвигли, огороженный с фасада забором из десяти мраморных колонн. Совсем хорошо!

Завод, вокруг которого вырос город, варил на всю страну сталь лучших марок, и еще один завод разросся, электроизоляторов, а там и типографию огромную построили - тоже на всю страну типография. Никто в Электрозаводске не работал в каких-нибудь маленьких артелях или на старых заводиках, все здесь гигантское, все - союзного значения, все новое и модерновое, и маленькая городская гостиница всегда переполнена посыльными людьми со всех концов страны - всюду нуждаются в электрозаводской продукции. Такому ли городу не строить дворцы с колоннами?

 

Читать дальше:
http://lib.ru/…/SOLOWEJCH…/wataga.txt_with-big-pictures.html

 

 

* * *