Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

                                                               Василий Сухомлинский
                               "Зимние радости и заботы"

                                                             

  

                                                              

    

 

Зима... Какие прекраснее  возможности для воспитания  и  развития детей кроются в  этой замечательной поре.  Глубоко  заблуждаются те,  кто  считает периодом оздоровления детей только лето. Если не использована для укрепления здоровья зима - с умеренными морозами, мягкими, обильными снегами, то и лето не принесет пользы.

 

Я приучал малышей быть на морозе, дышать чистым морозным воздухом. Утром мы шли в школьную  теплицу встречать восход солнца,  которое окрашивало в алый  цвет  причудливые узоры на замерзших  стеклах  в коридоре теплицы. На каждом стеклышке наше воображение рисовало удивительные миры: мы видели  фантастических  зверей,  таинственные горные ущелья, облака,  цветы.

 

Здесь, у замерзших стекол, дети  создали не одну сказку.  Здесь они  учились читать,  о чем я расскажу позже. Встретив солнце, ребята открывали дверь  из коридора  в  теплицу и вступали в мир цветов. Зимой у нас в одной  из теплиц цветут хризантемы. У каждого ребенка здесь был свой цветок - свой друг. Дети поливали цветы. Это были радостные минуты: в маленьких  капельках загоралась радуга, дети с восхищением смотрели на нее, мечтали о лете... Здесь родилась

сказка о  солнечном  мосте  -  золотой радуге.

 

После  каждой  метели,  когда обновлялось белое покрывало земли, мы  шли  смотреть на  снежные  сугробы  в школьном саду. Удивительный это мир - снежные сугробы; такой же таинственный и  неожиданный,  как  и  облака.  В  причудливых  сугробах дети  находили  и сказочные терема на вершинах неприступных гор, и застывшие морские  волны, и

белого лебедя, и серого  волка, и хитрую  лису. 

 

Однажды  природа как  будто специально для  нас создала  сказочный корабль  -  с  парусами и капитанским мостиком,  с якорем  и  пиратами,  всматривающимися  вдаль.  Несколько  дней подряд, пока  ветер и  солнце не разрушили корабль,  мы  ходили смотреть  на него.  А  вечером  дети собирались  в  школе, чтобы  послушать мой рассказ о пиратах  и добрых людях - освободителях слабых и несправедливо  обиженных, о борьбе добра и зла, о победе правды над  несправедливостью.

 

В сильный  холод мы не  ходили  на прогулки. Если  мороз был небольшой,  дети  находились  на воздухе.  А когда наступала  оттепель, у  нас  начался  настоящий  праздник.

Пионеры  помогли  нам  построить  снежный  городок. Из  снежных плит сложили убежище, получилось что-то  похожее на  пещеру. И здесь отдыху и  труду тоже сопутствовала сказка  и игра. Мы играли  в  полярников. Я  рассказывал детям сказки  о  великом  ледяном  безмолвии.  В  них переплеталась  фантастика  с подлинными, героическими  подвигами человека. С  грустью расставались малыши со  своим убежищем, растаявшим под лучами солнца.

 

Дважды зимой  мы  ездили в лес,  один раз автомашиной и  один раз  на  лошадях. Легкий морозец  обжигал щеки, но никто  не жаловался  на  холод. 

Дни, проведенные  в  зимнем  лесу, навсегда остались в памяти детей. Мы слушали музыку зимнего  леса, наблюдали за жизнью  птиц.  В лесном  овраге  нашли незамерзающий  источник. Грелись у костра,  варили кашу.  Любовались  красотой  вечерней  зари, на наших глазах менялась  окраска  ветвей,  покрытых снегом, они были то бледно-розовые, то оранжевые, то багровые, то фиолетово-голубые.  Сказка о Солнышке обогатилась новыми  образами,  захватившими  детей своей фантастической  необычностью  и красотой.

 

Здесь  мы составили  стихотворение, в  котором дети  передали свое впечатление  о зимнем лесе. Катя, любуясь  красотой сосны, одетой  в снежный наряд,  сказала:  -  Сосна спит. Зина нарисовала более яркий  образ: - Сосна уснула   до  лета...  -  Сосна  уснула  до  весны,-  сказал  Сережа,  и  все почувствовали  напевность  этих  слов.  Детям   хотелось   продолжить  мысль товарища. - Ей снятся, снятся, снятся сны,- произносит кто-то из ребят.

    

Сосна уснула до весны,  ей снятся, снятся, снятся  сны,- пели мальчики и девочки, переживая  чувство  гордости от  того, что сами сложили песню.

Этот зимний  вечер  открыл  передо мной целый  мир духовных богатств  ребенка.  Я окончательно утвердился в убеждении: учить думать, развивать умственные силы и способности детей надо непосредственно у источника мысли и слова.

     Кто из малышей не любит  лепить снежную бабу, кататься на салазках! При умеренном  морозе  в тихую погоду, особенно  когда  ярко светило солнце,  мы проводили целые дни  на  воздухе.  На окраине  села  устроили ледяную горку.

Деревянные и  металлические сани нас не удовлетворяли  - недостаточно быстро они  скользили,  и мы сделали  десятка  два  ледяных салазок: брали  солому, смешивали  с  навозом,  обливали  водой,  придавая  этим  сооружениям  форму гнездышка. Салазки были совершенно  безопасны.  Мне  вспомнилось собственное детство...  Мы нашли колесо от телеги, вставили ось в  прорубь на пруду, лед сковал  ось, и колесо превратилось  в ледяную  карусель.  Дети,  держась  за палки,  привязанные  к колесу, скользили по  зеркальной поверхности пруда. В этих играх и забавах проходили  целые  дни.  Слабенькие дети - Саня, Володя, Катя,  Костя -  стали  румяными,  краснощекими.

Своеобразная красота  зимней природы  особенно  ярко  раскрывалась  перед  ребятами  в тихие  безоблачные морозные вечера. Мы стояли где-нибудь в саду, смотрели на алую зарю, ожидали первых звездочек. Озаренные вечерним  светом, снега казались розовыми, потом -  светло-фиолетовыми. В эти  минуты чувства, охватившие детей, выражались в слове и музыкальной мелодии. Припоминались мелодии народных песен, созвучных неповторимой красоте. Очарованные, мы шли в школу, разжигали огонь в печке и пели  песни. В тихое зимнее  утро дети  любовались  зарей. Они стояли молча, созерцая красоту. Им хотелось найти слова, чтоб выразить свое  восхищение. Я помогал  в поисках слова. Каждая находка  пробуждала не только радость, но и была новым зарядом мыслительной энергии.

 

Из книги «Сердце отдаю детям»

 

 

 

 

Чтобы человек стал человеком...

 

"Очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью" - отмечал

Василий Сухомлинский. Он говорил: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...". В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. " Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке -дело значительно более сложное, чем провести уроки. " . Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами".

 

"... Мы сидим на кургане, вокруг нас звучит стройный хор кузнечиков, в воздухе аромат степных трав. Мы молчим. … Ребёнку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать … Умение дать ребёнку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребёнку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать…

 

Мы вслушиваемся в хор кузнечиков. Я рад, что дети увлеклись этой изумительной музыкой. Пусть в их памяти навсегда сохранится тихий вечер, насыщенный ароматом полей и переливами чудесных звуков. …

 

Солнце скрылось за горизонтом, по небу разлились нежные краски вечерней зари. Вот и ушло солнышко на отдых. Кузнецы принесли Солнышку Серебряный венок, а тот, что был на нём вчера,  расплылся по небу. За день он накаляется на огненных косах Солнышка и становится мягким, как воск. Прикоснулось к нему Солнышко горячей рукой – он полился золотым ручейком по вечернему небу. Последние лучи уходящего на отдых Солнышка озаряют ручеёк, вот видите, он играет розовыми красками, переливается, темнеет – Солнышко уходит всё дальше. Вот оно скоро взойдёт в свой волшебный сад, и на небе загорятся звёздочки. Предлагаю детям идти домой, но им не хочется, они  просят: посидим ещё минутку".

(Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям)

 

«Красота — это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озаренный этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души — она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. Красота — это зеркало, в котором ты видишь сам себя и в соответствии с этим относишься сам к себе»

 (Сухомлинский В.А. Рождение гражданина)