Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

                                                               Валерий Кучеровский
                                О красоте и силе мысли

                                                              Вступительное слово перед началом рабочей творческой 

                                                              встречи учителей-новаторов.

 

 

 

 


Здравствуйте!

В качестве сюрприза учителя я приготовил для вас притчу, послушайте.


Пришли новички, к учителю:
─ Укажи нам путь, мы готовы.  
─ Пусть будет так, попробуем:
умейте развить наблюдательность;
умейте осознать прочитанное;
умейте беззаветно устремиться в будущее.
Новички улыбнулись: «И только-то? Начало легкое. Явление наблюдательности у нас было от малых лет – так сказали воспитатели. Школа отметила наше умение запоминать уроки. Наконец, кто же не мечтает о будущем?».


Учитель поправил самохвалов:

- Кто же хвалил вашу наблюдательность, когда вы не умеете обращать внимания на многие явления, вас окружающие? Разве вы умеете осознать читаемое?
Можете ли поверх буквы понять смысл? Также вы вообще не знаете, как устремиться в будущее, ибо половина вашего сознания застряла в прошлом, потому и начальный ваш путь нелегок.
К тому, же вы боитесь даже помыслить о Надземном Мире. Какое же будущее без устремления к Миру Горнему?
Учитель сказал в напутствие:
- В неведении даже трудное легко.

 
                                                                    *   *   *
 
Вот мы и встретились! 

Если вы обратили внимание, мы вместе с вами утверждаем и развиваем свое педагогическое кредо: «Воспитание Ребенка на основах культуры и через осознание красоты – путь развития сердца». И в этом нам помогают пять умений Василия Сухомлинского. 

 

Вы их хорошо знаете - учиться и учить детей:
наблюдать;
мыслить;
выражать свои мысли;
читать;
и писать.


Запишите три задачи, которые мы будем с вами решать в ближайший период.


● Развивать наблюдательность;
● Осознавать (вмещать) прочитанное;
● Беззаветно устремляться в будущее. 


Мы должны помочь нашим детям стать истинно «зрячими», и у них должно пробудиться «духовное око», которое не пропустит мгновений красоты в падающем осеннем листочке, в звуках улетающих птичьих стай, в растерянной осенней тишине и во всех чудесах родного края своей малой Родины.
 
Я подготовил для вас презентацию, которую назвал «Закон звезды и формула цветка». 

(На фоне музыки мы просматриваем кадры презентации)
На что мне хотелось обратить внимание?

 

Во-первых, на единство всех царств и миров. Внимательный глаз подметит, что  в мире все стремится к высочайшему совершенству, к красоте,  все стремится к свету и все стремится светить и дарить этот свет.

 

Во-вторых, во всех мирах: на клеточном уровне, в растительном мире, в подводном царстве и в космосе мы замечаем неудержимое внутреннее (духовное) стремление к красоте. Красота – это движущая сила, мощь и мера всего и во всем в эволюции. А потому и те ключи, которые составляют основу культуры - любовь, красота и знание, - должны стать спасительным «сезамом» нашей педагогики для того, чтобы раскрылись сердца учителя, ученика и родителей к творению духовной общности, без которой никакое воспитание и развитие детей не состоится. Об этом нам скажет Сухомлинский. 

А теперь мы по-особому взглянем на тему, которую исследуем в течение всего года, и воплощаем в практике каждого дня: «Учитель, укажи путь красоты духа».

 

- Что это за путь?
- Путь совместных поисков и открытий, путь духовного творчества, путь вдохновения, озарения, путь осознания своей крылатости и полета устремленной мечты, путь познания самого себя и своего внутреннего мира, путь расширения сознания, путь воспитания благородных качеств и чувств, путь постижения мудрой и трудной радости. И эти дары духа поможет нам обрести только эволюционная педагогика как Школа живой Жизни.

 

Запишите еще несколько пунктов, касающихся нашего педагогического поиска.


● Растить духовные силы
● Упражнять мысль на идее энергии 
 

Мы уже знаем, что четвертое измерение – это духовность, а духовность – это связь с Высшим. То есть, та сила, которую нам всем надо растить, находится за пределами плотного физического мира.


- Что же нужно сделать, чтобы эта иномирная сила укрепила нас во всем нашем педагогическом творчестве?
- Развивать ее. Об этом нам говорит учитель учителей Константин Ушинский: «Нам кажется, что гуманное образование – это развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие».


- Но как?
- Устремиться. Сейчас в научной и философской литературе можно найти высказывание о том, что дух и устремление – синонимы. Да и физики нам скажут, что само движение есть момент проявления силы энергии.
Кто-то заметит:
- Простите, но что же станет толчком для начала движения?
- Воля, сила воли и мы должны только «включить» ее в действие, нам нужно учиться волить. А это уже тема нашего второго отмеченного пункта.
 
Упражнять мысль на идее энергии…


Вы заметили, что в самом начале эксперимента вам всем не хватало силы, вы уставали, вам не хватало времени и это все приводило вас в состояние внутренней паники: как же вы сможете со всеми этими сложностями справиться?


Я выписал для себя интересное научное высказывание о том, что «нужно научиться представлять себе все неисчислимые качества такой энергии. Привычная ограниченность мышления пытается ограничить свойства энергии и тем препятствует широте понимания».

 

Человек  сможет добиться очень много, если будет постоянно добиваться равновесия, четкого ритма жизни, полного контроля над собой, развивать веру в силу и мощь своей энергии и учиться чувствовать ее, пока чувство о ней не станет столь же реальным, как и чувство о любом земном предмете. Но все это необходимо воспитывать в себе не для чувства превосходства над другими, а для более полного служения общему благу, всему человечеству. 


Если человек допустит, что в основе всего находится энергия, то это еще не будет достаточно для продвижения. Нужно научиться представлять себе все неисчислимые качества такой энергии.

 

Нам нужно думать о важности развития в себе новых качеств и чувств, которые будут отличать нового учителя. А для этого нужно опираться на те положения, которые лежат в основе философии космической реальности: единство человека и Космоса (макро- и микрокосма), ведущее значение Высшего Начала в эволюции человечества, целостность подхода к изучению Мироздания, связующая роль духа и др..

 

Если будем помнить о благословенных препятствиях, которые посылаются нам жизнью для нашего совершенствования и роста нашей души и согласимся, что личность рождается в борьбе с самим собою, то все моменты учительских будней, которые мы иногда считаем невыносимыми, станут результатом мудрой и трудной радости. Легкой радости не бывает.

Много бед мы получаем от предубежденностей и ограниченностей нашего мышления, которые препятствует широте понимания. Возвышенное мышление позволяет избежать всякого вредного ограничения.


И вот мне подумалось: ведь у каждого бывают моменты мысленных открытий, приходящих в моменты музицирования или поэтического вдохновения, во время экскурсий с учениками на природу, а у кого-то в моменты редкой тишины…

 

- Тогда, что же здесь нового?
- Чувства-а-а!!! Чувства надо развивать. Чувства веры, преданности, сострадания, чувство радости…
В оде радости Вагнера и Шиллера поется:

 

                Радость - пламя неземное,
                Мы войдем в твой светлый Храм…

 

Если мы заменим слово "пламя" на "чувство", то раскроем близкие свойства этих двух понятий: их объединяет именно энергия огня. Бог - это дух и огнь; и все высшие чувства касаются этого плана, мира иной реальности; и они приходят только при соприкосновении с миром духовным, миром более тонким, который находится в глубинах нашего сознания, в чаше всех наших более тонких переживаний и личных откровений. 

 

Когда мы говорим о будущем, к которому мы стремимся и которое должно заполнить все сознание наших детей, то грезим о том времени, когда наше сотрудничество с Высшими Миром станет реальностью каждого творческого порыва и каждого устремленного вдохновения. Целостность всех миров, единство человека, Земли и Вселенной - вот основа всякой философии и религии, которая и понимается как связь с Высшим. В этом и суть духовности.
 
Утверждать искусство мечты


Ценности проявления физического творчества, достаточно утверждены в пределах эволюции, но пришло время утвердить явление психического творчества. Вернадский, Циолковский, Шарден, Леонардо и многие другие звали и зовут нас к развитию искусства мечты, которая поможет всем нам выйти за пределы мира земного притяжения в пространство Живых Небес туда,  где поэты, философы, художники, музыканты и ученые живут в мире иной реальности и силой вдохновения и образного мышления прокладывают нам путь в будущее. Все о чем мы мечтаем, к чему мы устремляемся,  постепенно становится реальностью, обретает жизнь. 
 
Пусть мечта будет прекрасной. Пусть она творит лучшее будущее человечества. Пусть она создает героические образы. Пусть она проникает в высшие, Надземные Области. Пусть она служит познанию Высших Существ, – только такое качество будет плодоносным. Оно не только утвердит сознание творца, но и создаст драгоценную вибрацию на пользу общую.
 
Присмотритесь к картине Микалоюса Чюрлениса "Мысль" и вы заметите, как невидимое пространство отзывается на мысленное устремление человека. Каждый поймет увиденное по-своему: ангелы, крылатые мысли... но это то, что предстает в нашем воображении. Человек делает выбор и наполняет мир мысли красотой или безобразным тем,  в чем нет образа, а есть только бесформенный хаос. Мысль есть способ творения себя, мира и всей своей жизни. Ответственность учителя здесь особая.

 

Так каждый мыслящий может приобщиться к мировому творчеству. Даже малый сотрудник может создать радужный мост к Миру Надземному.


О чем еще нужно сказать в заключение этой темы?

Нам предстоит большой, длительный, но радостный труд творения самих себя, как новых учителей, способных направить детей по истинному пути великого прекрасного сотворчества. Перед нами встает великая задача: творить Мир и себя в сердце своем  и наполнять это пространство прекрасными созвучиями.

 

Белгород-Днестровский

 

Читайте также по этой теме

 

 

О значении мысли

 

"... Это соображение еще раз напоминает и об идее ответственности, о которой мы имели в недавном прошлом несколько напоминаний. Какая величавая красота заключается в идее ответственности и служения! И нет такой точки в мире, где бы человек не подлежал этим двум высоким назначениям.


Когда мы вызываем из пространства слова и звуки, разве не идут с ними и все сопровождающие свойства энергии мысли? На огромнейшие расстояния ясно звучит человеческий голос, посланный мыслью.


Несомненно, через все эти огромные пространства, вместе с внешними звуками, протягиваются и внутренние струны мощнейшей энергии. Кто-то их почувствует очень ясно, кто-то даже и чувствуя их будет пытаться отрицать. В таком отрицании опять же будет значительный элемент и страха. Ведь боязливое сознание содрогается от одного намека, что оно окружено какими-то энергиями, воздействиями. 

 

Именно то, что казалось бы должно окрылять людей, то самое повергает слабовольных в ужас. Именно в ужас, который является следствием чего-то неопределенного, хаотического. Но ужасом не спастись от хаоса. Ужас и есть врата к нему.


Прекрасно, облегшись во все мужество, признать величие мысли и всех приводимых ею в действие энергий. Хотя бы мерами механическими, все же пусть спешно подходят люди к мысли о мысли во всем ее мощном значении. И вместо хаотического ужаса, многие, казалось бы, такие сложные проблемы жизни просветлятся от одного осознания всех возможностей мысли. Недаром говорится: «Совершай не только телом, но и мыслью».


Разве не увлекательно: «мысль в Беспредельности»?!". 

 

                                Н. Рерих. Следы мысли