Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

                                                               ⁠Николай Прокудин
Настоящий героизм - это любовь к людям

                              

                                                             

 

http://static1.repo.aif.ru/1/ff/783420/efec25ebc74e94653abb5274bb1bd3b9.jpg    http://static1.repo.aif.ru/1/bc/783421/5ecf309eb26ff7fa5eae0d8375a8f102.jpg    http://static1.repo.aif.ru/1/bc/783422/fd48b804cf2e361606a354b808557fd5.jpg    http://static1.repo.aif.ru/1/ad/783423/0f5fbd52bdf00486964c931fbd2cf181.jpg    http://static1.repo.aif.ru/1/ad/783424/8c37303e90efe67ff140e1b99c6a6ab3.jpg

 

http://static1.repo.aif.ru/1/cd/783426/ab267956ae73dff775ad77c37e05a717.jpg    http://static1.repo.aif.ru/1/ba/783427/dc9c64d3d10b180241794ae2bff97a4e.jpg    http://static1.repo.aif.ru/1/ba/783428/5a24dadc649febf4f768176f7f32de38.jpg    http://static1.repo.aif.ru/1/16/783429/b43e56260d774a07ac889de7abf89b45.jpg    http://static1.repo.aif.ru/1/cd/783425/1e77be7986eae926215f9909782e218a.jpg

 

 

 

                                                               

Николай Прокудин возглавляет комиссию по военной литературе Союза писателей. Он автор нескольких книг о мужестве - «Романтик», «Пиратские войны», «Вернуться живым» и др. Хотя сам он такого определения не любит: «Нет никаких книг о подвигах и мужестве, есть книги о неравнодушии. В них герой не жмётся к земле, когда нужно идти в атаку, не прячется, когда нужно спасать других, не отворачивается от чужой беды. Вот такими должны быть все, хоть в жизни, хоть в бою».

 

http://static1.repo.aif.ru/1/9a/783414/c/1bc5698d7810ff0631703f7c403d951d.jpg

Николай Прокудин,

писатель, кавалер двух орденов Красной Звезды

 

Меня часто приглашают на встречи с ребятами в школах. И просят рассказать о войне, о том, каково было в Афганистане, где я служил, или на судах в Индийском океане, где пришлось охранять наших моряков от пиратов. Но с чем я сталкиваюсь каждый раз, разговаривая с ребятами?

Образ настоящего героя у сегодняшних подростков сформирован вовсе не качественной литературой, а киношными боевиками и блокбастерами. В таких фильмах нередко много фальши и нелепицы. Нажал на спусковой крючок - падают десятки врагов, кинул гранату - море убитых злодеев. Да и сам герой - неправдоподобный, «лубочный». Глянцевый, как бы сейчас сказали. Киношные образы - эдакие сверхчеловеки, которым неведомы ни страх, ни отчаяние, ни сомнения… Они не чувствуют боли, не знают, что такое голод и жажда.

 

В жизни всё не так. И об этом наши дети должны знать. Хотя даже об одной из самых великих и трагических страниц истории нашей страны - Великой Отечественной войне - подрастающее поколение мало наслышано. Поэтому я за то, чтобы в школьную программу обязательно были включены произведения о Второй мировой. И не прилизанные рассказы, которые нам навязывали в советском детстве, где персонажи в своей неестественности недалеко ушли от нашего глянцевого супермена. А книги, обнажающие суровую правду о страшных событиях, желательно тех писателей, которые сами прошли через них.

Например, «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева о подвиге пяти самоотверженных девушек-зенитчиц. Или «Пядь земли» Григория Бакланова… Очень советую всем прочитать «На Западном фронте без перемен» Ремарка. Для меня это образец солдатской прозы, где простым языком и без прикрас показана жизнь обычных мальчишек в условиях войны. И само повествование ведётся от лица героя - молодого бойца Первой мировой.

 

Конечно, современным ребятам Великая Отечественная война, которая закончилась более 70 лет назад, кажется чем-то уже совершенно далёким и нереальным. А уж Первая мировая и подавно. Да о чём говорить, если для детей и писатели-то уже «вымерли»?

 

Был у меня забавный случай. Пришёл в школу на встречу с учениками. Меня представляют: «Ребята, знакомьтесь, это писатель Николай Прокудин».

«Враки! - кричит в ответ мальчишка лет десяти. - Писатели все давно умерли, вон они (показывает на портреты классиков) - на стенах висят!»

И ведь не ­поспоришь. Откуда шестикласснику знать о том, что есть достойная героическая литература нового времени, например, о войне в Афганистане, если в школьных библиотеках такая практически не появляется?

 

С детьми надо разговаривать, им необходимо рассказывать, в доверительной, а не назидательной, увлекательной беседе. И они моментально раскрываются, впитывают, как губки. После моих уроков родители удивляются: что вы сделали с нашим ребёнком? Никогда его не видели с книгой в руках, а вчера смотрим - сидит читает. А для них встреча с «живым» писателем, да ещё и с человеком, который лично участвовал в боях, воевал с бандитами и пиратами, становится одним из самых ярких школьных событий…

Кто-то ворчит, что народ измельчал, что в мире всё меньше доброго и человеческого. Но это не так. Стараюсь, чтобы дети всмотрелись в реальную жизнь, где есть место подвигу. Ежедневно врачи спасают жизни тысячам пациентов. Геологи и нефтяники живут и работают в нечеловеческих условиях. Спасатели протягивают руку помощи сот­ням попавших в беду.

Да что там спасатели! Сколько у нас настоящих героев, обычных мальчишек и девчонок! Девятилетний Валентин Цуриков из Москвы спас тонущего приятеля. История произошла в Ист­ринском районе Подмосковья в детском лагере во время купания в бассейне.

7-летний Максим поспорил с друзьями, что пробудет под водой дольше всех. Однако не рассчитал свои силы и потерял сознание. Валентин, единственный, быст­ро понял, что случилось, не растерялся, нырнул на дно и вытащил мальчика. Награждён медалью МЧС.

Настоящий героизм - это не марш строем. Это - любовь к людям.

 

Источник: http://www.aif.ru/culture/opinion/geroy_-_ne_glyancevyy_supermen_s_kogo_podrostkam_brat_primer

Выбор автора
 
Михаил Шолохов
Писатель, лауреат Нобелевской премии.
(1905-1984), «Судьба человека»
 
О книге:
В основе рассказа «Судьба человека» лежит реальная история. Герой произведения сумел сохранить силу духа, несмотря на тяжёлые испытания, после войны он находит в себе силы, чтобы начать новую жизнь с осиротевшим Ваней.
 
Борис Полевой
Писатель прошёл всю войну, лауреат многих премий.
(1908-1981), «Повесть о настоящем человеке»
 
О книге:
Прототипом героя «Повести о настоящем человеке» стал лётчик Алексей Маресьев, который был сбит в 1942 г., потерял обе ноги, но вернулся в строй.
 
Борис Васильев
Писатель-фронтовик
(1924-2013), «А зори здесь тихие…»
 
О книге:
В основе сюжета лежит реальный подвиг времён Великой Отечественной: семь солдат не дали диверсантам взорвать железную дорогу. Уже во время работы над произведением автор решил заменить образы бойцов на женские...
 
Чингиз Айтматов
Писал на русском и киргизском языках.
(1928-2008), «Материнское поле»
 
О книге:
История о судьбе простой киргизской женщины и её силе. Она потеряла на войне мужа и сыновей, сама была тяжело ранена, но не пала духом, осталась человеком с большой душой, защищая право на счастье своих внуков и чужих детей.
 
Василь Быков
Белорусский писатель, прошёл всю войну.
(1924-2003), «Дожить до рассвета»
 
О книге:
Повесть рассказывает об обычной жизни военных разведчиков, именно они добывали победу, выжидая ошибку врага, они шли на нечеловеческий риск. За две повести - «Дожить до рассвета» и «Обелиск» - удостоен Государственной премии.
 
Светлана Алексиевич
Лауреат Нобелевской премии.
(род. в 1948 г.), «У войны не женское лицо»
 
О книге:
Документально-очерковая книга, состоящая из рассказов женщин, участвовавших в войне. «На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом...»
 
Лев Кассиль
Очеркист, фельетонист, писатель.
(1905-1970), «Улица младшего сына»
 
О книге:
Повесть «Улица младшего сына» Лев Кассиль совместно Максом Поляновским написал в 1949 г. Она посвящена жизни и трагической гибели реального человека - юного партизана Володи Дубинина, пионера-героя Великой Отечественной войны.
 
Баурджан Момыш-Улы
Казахский писатель, в 1942 г. представлен к званию Героя Советского Союза, однако удостоен его лишь посмертно 11 декабря 1990 г.
(1910-1982), «Наш генерал»
 
О книге:
Дивизия генерала И. Панфилова 16 ноября 1941 г. приостановила продвижение врага, что вошло в историю как подвиг 28 героев-панфиловцев.
 
Муса Джалиль
Татарский поэт, стихи начал писать ещё в 10 лет.
(1906-1944), военные стихи
 
О книге:
Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, попал в плен. В концлагере создал большую часть своих стихов. Он писал о жестокости нацистов, военных буднях и о ежедневном героизме народа.
 
Нодар Думбадзе
Грузинский поэт и прозаик
(1928-1984), «Я вижу солнце»
 
О книге:
Судьба героя перекликается с жизнью самого писателя. Книга об обычном грузинском мальчике, который в 1937-м потерял всю свою семью. Написана лёгким и смешным языком о тяжёлых и несмешных вещах.