Сегодня у нас дискуссия, и так хочется услышать мнение классика. Какова была его точка зрения?
Василий Александрович поможет нам осмыслить тему «Воспитание и воспитывающая среда».
 
Зададим вопросы великому педагогу.
 
- Василий Александрович, помогите нам понять, что такое воспитание?
 
- Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает. Воспитание – это единство духовной жизни (идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний). Поэтому, воспитывать – это постоянно обогащаться и обновляться, прежде всего, самому взрослому, воспитателю. Быть сегодня богаче, чем вчера.
 
- Почему сейчас в обществе так много не воспитанных или трудновоспитуемых людей?
 
- Потому что человеческую воспитуемость надо творить, и с раннего детства воспитывать способность быть воспитуемым.
 
- Для нас это совершенно новое понятие. Считается, что есть способности математические, музыкальные, художественные. Оказывается, есть еще и способность быть воспитуемым. Что же необходимо, чтобы человек был воспитуемым? Что именно делает его воспитуемым?
 
- На мой взгляд, найти практический ответ на вопрос, что делает человека воспитуемым, - значит, образно говоря, настроить музыкальный инструмент, на котором музыкант собирается играть.
 
Для этого необходимо всего 4 условия:
 
1. Радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие. Истинная гуманность педагогики заключается в том, чтобы беречь радость, счастье, на которое имеет право ребенок. Это ни с чем не сравнимое духовное достояние, духовное богатство маленького сердца.
 
2. Воспитуемым ребенок становится тогда, когда среда, в которой он общается с природой и с людьми в годы детства, делает его сердце беспокойным, тревожным, хрупким, тонким, нежным, отзывчивым. Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей. Тот, кто в детстве вложил частицу своей души в другого человека, становится честным наедине с самим собой.
Преступность полностью исчезнет в нашей стране лишь тогда, когда буквально каждый человек станет властелином собственных поступков, когда строгим судьей станет собственная совесть, когда человеку будет стыдно перед собой несравненно больше, чем перед другими.
 
3. Человека делает воспитуемым его глубокая вера в другого человека. Если ребенок потерял веру в человека или совсем не знал ее, в его душе происходит надлом. А нередко и трагедия. Он теряет веру в правду, истину, становится или озлобленным, ожесточенным, или же безвольным и лживым. Мудрость настоящего воспитания заключается в том, что воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет путеводный огонек.
- Именно поэтому Вы считали, что рядом с каждым питомцем должна стоять яркая человеческая личность?
- Конечно, и это прежде всего отец, мать, старший брат или сестра.
- Вот поэтому необходимо уделять особое внимание родительской педагогике?
- Да. Каждого мальчика и каждую девочку с малых лет мы готовим к высокой миссии матери и отца и рассматриваем материнство и отцовство как важнейшую общественную деятельность, ни с чем не сравнимую по своей важности и сложности.
 
4. Воспитуемым человека делает красота. Точнее – духовная жизнь в мире прекрасного.
 
- Что такое духовная жизнь в мире прекрасного?
 
- Духовная жизнь в мире прекрасного – это чувствование, созидание, сохранение красоты в окружающем мире – в природе, в человеческих взаимоотношениях, особенно в духовной сфере.
Духовная жизнь в мире прекрасного пробуждает неискоренимую человеческую потребность – потребность быть красивым, стремление долженствовать. Открывая вокруг себя красивое, восторгаясь и изумляясь красивым, маленький ребенок как бы смотрит в зеркало и видит человеческую красоту. Чем раньше он ее почувствует, тем выше будет его чувство собственного достоинства. Человек не может стать воспитуемым, если в годы детства он не восторгался красотой духа человеческого. Красота человеческого духа делает нас с детьми идейными единомышленниками, приверженцами одной и той же веры, веры в человека, веры в то, что высшее человеческое счастье – быть духовно красивым.
 
* * *
 
Вот такие зерна мудрости подарил нам классик. Человека делают воспитуемым 4 условия:
 
1. Право ребенка на радость и счастье.
2. Забота о других людях. Отзывчивость сердца.
3. Вера в человека и его силу духа.
4. Духовная жизнь в мире прекрасного.
 
Мы задали несколько вопросов великому педагогу и Учителю и поняли, что наследие В.А.Сухомлинского – это своего рода энциклопедия по воспитанию человека, в которой каждый заинтересовавшийся может найти ответ на волнующий его вопрос. Но вопрос воспитания невозможно решить в одиночку. «Воспитание – дело общенародное» (В.А. Сухоминский), ведь истинная ценность всякой воспитательной работы состоит именно в том, какие свои человеческие черты и качества мы передаем детям. И если воспитание - это единство духовной жизни, то достигнуто оно может лишь тогда, когда каждый взрослый человек (т.е. духовно возросший) понесет детям искру своего личного вдохновения.
 
Главный завет В.А. Сухомлинского: «Воспитывайте своих питомцев так, чтобы с малых лет их сердца озарялись ярким светом духовной красоты, и тогда их сердца будут чистыми и тонкими, и на страже поступков всегда будет стоять чуткий часовой – совесть».
 
Татьяна Галянская,
г. Миасс
 
Педагогика 
Василия
Сухомлинского
Воспитание - это единство духовной жизни  
     Белый Город 
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

2018 год объявлен Юнеско годом Сухомлинского.

Не каждый педагог удостоился такого международного признания.

Идеи Сухомлинского широко применяются в Китае и в странах Европы. Его по праву называют классиком педагогики. А классика всегда современна и не имеет срока давности, какой бы области это не касалось: литературы, музыки или педагогики. 

Классические произведения бессмертны во времени и бесконечно глубоки по содержанию.

 

Наследие Василия Александровича – это примерно 30 книг,

около 40 монографий, 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Яркий свет духовной красоты. Диалог с классиком

Посвящается 100-летию со дня рождения В.А.Сухомлинского 

 

Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Украинская Держава — 2 сентября 1970, пос.Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — выдающийся советский педагог-новатор, писатель.Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968)
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
Сайт создан при помощи конструктора сайтов a5.ru