Валерий Кучеровский
Размышления о прошедшем практическом семинаре в Большой Долине
 
Поиск. Обмен опытом. Сотрудничество
 
В Школе-лицее № 3 Большой Долины Одесской области, в которой работает учитель начальных классов Валентина Васильевна Дементьева, я уже проводил свой мастер-класс несколько лет назад. 
В этот раз удалось собрать вместе учителей и воспитателей из Одессы, Белгорода-Днестровского, Ильичевска.  
Цель практического семинара проста: обменяться педагогическим опытом, взглянуть на то, как работают друзья-коллеги со стороны, обогатиться находками и открытиями. 
Валентина Дементьева решила показать коллегам урок математики. В работе со своими учениками мы увидели ее впервые. На областных чтениях, на творческих встречах и на педагогическом фестивале она была всегда немного застенчивая, скромная. И, вдруг, в классе, на уроке, мы увидели совершенно другого человека: решительного, сильного, уверенного в себе, в своем жизненном и педагогическом опыте. Не зря говорят, что "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".  
 

Тема урока математики: 

Путешествие в загадочный Космос

 

Лейтмотив: 

Математика подобна полету, в 

котором бездна загадок и вычислений

 

Ну, что же, хорошая тема, интересный лейтмотив. И все присутствующие учителя и гости были в предвкушении развития событий. 

Уже с первых минут урока мы обращаем внимание на то, что космическая тематика для детей звучит не впервые. И на вопрос учителя: "Что такое Космос?", дети отвечали со знанием дела: "Порядок, Бесконечность, бесконечная орбита, Галактика..."

Космос в переводе с греческого означает: "порядок", "красота". Поэтому Валентина Васильевна пожелала своим ученикам встретиться с этими прекрасными понятиями на уроке.

В качестве разминки, Валентина Васильевна применила прием умножения с закрытыми глазами. 

Затем дети легко нашли недостающие числа в ряду: 

 

9, 15, 21, .... .... .... , 45, 51, 57, 63, 69, 75, 81, 87, 93...

 

Причем, данный ряд надо было зафиксировать в памяти, а затем восстановить самостоятельно. Вот, что получилось: 

 

9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 57, 63, 69, 75, 81, 87, 93...

 

Следующим заданием было найти в этом ряду числа, которые делятся на три, и обосновать свое видение.

 

Учитель:

 

- Почему 15 делится на 3? 

В чем тайна?

Размышляя, дети поясняли, что в 15 содержится три пятерки. Валентина Васильевна тоже подключилась к этой работе и обратила внимание детей на то, что цифры в числе 15 можно сложить, получив в сумме 6: 1+ 5 = 6

Но, известно, что 6 делится на 3, как и само число 15.

 

Математические действия в презентации чередуются с моментами на развитие наблюдательности, сообразительности.

Порядок и красота, действительно присутствовали на уроке. Демонстрируя загадочную закономерность, эти понятия напоминали о себе стройностью числового ряда и математических уравнений. Планеты солнечной системы, их жизнь и взаимодействие друг с другом показывали, что единство Космоса и внутренняя его слаженность также таят в своей основе незыблемые законы. Жизнь творится по законам Красоты и Гармонии. Значит, и человек не может игнорировать и не уважать те Начала. которыми держится жизнь во Вселенной. 

Мудрая мысль Песталоцци, прозвучавшая на уроке, о том, что счет и вычисления помогают наладить порядок в самом человеке, также подтверждали единый для всех закон.

 

Парад планет


В этой части урока дети особенно оживились, видимо, в предвкушении момента, когда они смогут показать свои астрономические и математические знания. 

На экране предстали перед детьми Солнце, Меркурий, Земля, Венера ... 

В необъятном космическом пространстве мчатся они по своим орбитам, каждый со своей скоростью.

Учитель обращает внимание детей на цель их космического путешествия:

- Наш космический корабль приближается к планете Юпитер.
Тут Денис не удержался. чтобы не сообщить всем присутствующим о своем наблюдении: "На Юпитере есть красная точка - это буря". 

- Спасибо, Денис, что ты это заметил. 

Дети знают о Космосе больше, чем думают взрослые. Они с интересом впитывают и новое для себя знание.

Каждая новая планета ставила перед участниками космического путешествия все более сложные и неожиданные испытания, например, примеры на умножение нужно было преобразовать, заменив на деление.  


В другом месте нужно было найти недостающие числа. И дети с помощью учителя справились с заданием. Неизвестные числа можно вычислить, применив действие "вычитание":

   2 4 [ ]       2 4 8
+ [ ]3 5        2 3 5
   --------      -------
   4 [ ] 3       4 8 3

 

И уже при подведении итогов этой части урока дети отметили, что задания не показались им такими уж сложными, и всем понравились. Понравилось также "летать" по планетам и узнавать их особенности.

 

* * *

Я не ставлю задачу описывать весь урок, в котором участники виртуального путешествия перемещались от планеты к планете, знакомились с их жизнью и решали сложные задачи, с которыми успешно справлялись.
 
В ходе урока я отметил особую активность детей в этом классе. А что если разгадка в том, что Валентина Васильевна организовала в классе театр и дети уже давно показывают кукольные спектакли для учеников других классов, и даже в поселке? Синтез образования и искусства не может не принести в детское развитие: открытость, чувство другого человека, культуру общения.

 

* * *

 

Творить человека

 

Вторым мастер-классом, показанным на семинаре, был мой. Я показал урок, который уже проводил в 3 "б" классе второй школы Белгорода-Днестровского. Его тема: "Творить человека". И он открывает курс "Человековедения". 

Задача творить в себе человека и является самой важной эволюционной задачей каждого человека. Здесь я его описывать не буду, но отошлю на другую страницу вот по этой ссылке: 

http://orpheus18.wix.com/zhivaya-etika-skole 

 

Но несколько фотографий мы добавим.

 

В качестве подарка дети Валентины Васильевны показали сказку "Пан Коцький", которую мы посмотрели с большим вниманием и интересом.

 
Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
Сайт создан при помощи конструктора сайтов a5.ru