Белый Город 
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Семейное чтение
Чтение - вот лучшее учение (Александр Пушкин) 
 
По книгам детских писателей ребенок учится не только 
читать, но и говорить, но и мыслить, чувствовать

                                                         (Самуил Маршак)

  
 
Ирина Яворская
КНИГА ОТКРЫВАЕТ МИРЫ
 
Вместе видеть и познавать мир
 
"Баю-баю-баю... 
Один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое слушает.
Спи Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки".  – Так начинается присказка к "Аленушкиным сказкам" Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
 Если в вашей семье существует традиция читать книги вслух, рассказывать детям сказку на ночь, то вы, наверное, согласитесь, что это и лучший способ общения, сближающее людей разных возрастов, и хороший способ воспитания без назидания. А также – возможность пережить вместе моменты радости узнавания и удивления, счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев.  
Книга в жизни ребенка – это огромное событие, двигающее вперед его развитие.
Сергей Аксаков вспоминал, какой переворот в его сознании произвели подаренные ему выпускаемые в то время Николаем Новиковым журналы «Детское чтение для сердца и разума». Многие явления в природе стали ему ближе, доступнее, получили новый смысл, значение: «Я узнал в «Рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Муравьи, пчелы и особенно бабочки со своими превращениями из яичек в червяка, из червяка в хризалиду и, наконец, из хризалиды в красивую бабочку овладели моим вниманием и сочувствием; я получил непреодолимое желание все это наблюдать своими глазами».
Действительно, огромный, дотоле неизвестный мир открывает перед ребенком книга. Василий Сухомлинский сказал об этом так: "Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя". Ребёнок с помощью книги многому учится: видеть, сравнивать, наблюдать.  Но познание себя и мира, пока ребенок мал, требует участия в чтении взрослого – в качестве собеседника, единомышленника, задушевного друга. Поэтому читайте детям книги вслух. Радостных вам совместных открытий!
 
 

Вместе с книгой мы растем

 
Норвежскому писателю Юхану Боргену принадлежат замечательные слова: «Детские впечатления остаются на всю жизнь».  И конечно, это не только впечатления о реальном мире, который окружает ребёнка, но и впечатления от книг,  прочитанных в  детстве. Ведь в каждой книге свой особый мир, своя история, свои герои.
Какие книги читают наши дети? 
Многие родители решают этот вопрос довольно просто – они покупают те книги, на которых сами выросли. Эти книжки они давно полюбили и теперь хотят познакомить с ними собственных детей. Большинство из них всё-таки прошло испытание временем. Чук и Гек, Незнайка, Буратино, Элли с Тотошкой и многие другие литературные герои прошлых лет нравятся современным детям, они с большим удовольствием читают про их приключения.

Если к этим книгам добавить шедевры мировой детской литературы (например «Винни Пух», «Маугли», «Мэри Поппинс», сказки таких всемирно известных авторов, как Ханс Кристиан Андерсен («Соловей», «Гадкий утенок»,  «Стойкий оловянный солдатик») и Александр Пушкин («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне…»), а также роман «Эмиль из Лённеберги» и повесть «Снова появляется Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен и многие другие замечательные книги), то получится тот литературный багаж, который необходим каждому ребёнку. Эти книги – настоящее богатство мировой культуры, её золотой фонд. Без них трудно воспитать и вырастить достойного, гармоничного, культурного человека. Поэтому эти книги так востребованы, они издаются и переиздаются во многих странах мира.

 

Читайте книги вместе с детьми! Дарите им счастливую возможность побеседовать с хоббитами, полетать с Карлсоном по крышам, погоревать о бедной Русалочке, пожить немного в Долине мумии-троллей. Несомненно, эти книги станут для ваших детей любимыми!

Желаем успеха!
 

 

Открыватель мира


О, как трудно вместить в себя мир!... 
Сколько звуков в нем слышится, сколько красок сверкает!... 
Напрягается слух ребенка. Широко раскрываются его очи. 
Распахивается сердце. Пробуждается музыкант. Художние. Поэт.

 
                                                                              Эдуардас Межелайтис
 
Весна, лето, осень и зима – это всегда особые и неповторимые образы, присущие только данному времени года, с его особыми красками, маленькими и большими событиями, вызывающие определенные чувства и настроения. А для малого ребенка даже самое незначительное событие порой может оставить на всю жизнь неизгладимое впечатление, стать началом большого увлечения. Ему интересно и удивительно все.
 Ребенок всем своим существом стремится скорее постичь окружающий его мир. Отсюда и то огромное количество вопросов, с которыми он обращается к нам, взрослым:
 - Как небо получилось?
 - Как солнце получилось?
 - Почему бывают небо и облака?
 - Откуда Земля?
 - А кто качает деревья?
 Пытливость и страстное желание ответить на все «зачем?» и «почему?» – есть важнейшее качество природы ребенка. Многие педагоги, исследуя природу детства, отмечали эту его особенность. «Маленьким исследователем истины» назвал ребенка Константин Венцель, «самым пытливым существом на земле», стремящимся «доискаться до первопричин материального мира» – Корней Чуковский, «пытливым исследователем, открывателем мира» – Василий Сухомлинский.
 
 Где же, как не в природе можно удовлетворить эту жгучую потребность детей во что бы то ни стало осмыслить окружающий мир и установить между отдельными явлениями жизни те прочные причинные связи, которые они стремятся подметить с самого раннего возраста? Прогулки с ребенком, если они станут маленькими  путешествиями в природу, обмен мыслями обо всем замеченном, – вот тот «источник живой мысли и слова», по выражению Василия Сухомлинского, который станет лучшим способом в попытке развить мышление ребенка, его духовные силы. Кроме того, природа является непревзойденным источником красоты и гармонии, без осознания  которых невозможно истинное развитие.

 

 

 

 

 

 

Читайте в рубрике 
"СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ":
 
 
Валентин Берестов. 
Книги для детей: что и зачем нужно читать дошкольникам
 
 
 
Ганс-Христиан Андерсен. 
История года
 
 
 
Времена года. Пословицы

 Писатели о книгах и чтении


● "По книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить, но и мыслить,
чувствовать" 

(Самуил Маршак)


● "Чтение - это окошко, через которое дети познают мир и самих себя" 

(Василий Сухомлинский)


● "Сказки это мостик, через который детям легче перейти во взрослую жизнь" 

(Антонио Роблес)


● "Жизнь, теплота, увлекательность и поэзия - суть свидетельства того, что человек говорит от души, от
убеждения, любви и веры, и они-то электрически сообщаются другой душе. Мертвенность, холодность и скука показывают, что человек говорит о том, что у него в голове, а не в сердце, что не составляет лучшей части его жизни и чуждо его убеждению. Для некоторых людей рассуждать легче, чем чувствовать, и пресная вода
резонерства, которой у них вдоволь, для них лучше и вкуснее шипучего нектара поэзии" 

(Виссарион Белинский)


● "У вас есть нравственная мысль — прекрасно; не выговаривайте же её детям, но дайте её почувствовать, не делайте из неё вывода в конце вашего рассказа, но дайте им самим вывести: если рассказ им понравился, или они читают его с жадностию и наслаждением — вы сделали своё дело" 

(Виссарион Белинский)


● "Задача книги облегчить, ускорить познание жизни, а не заменить его" 

(Януш Корчак

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
Сайт создан при помощи конструктора сайтов a5.ru