Два мира есть у человека:          Один, который он творил,          Другой, который мы от века      Творим по мере наших сил.

                                Николай Заболоцкий
Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

 
Валерий Кучеровский - 

педагог дополнительного образования, президент Культурно-педагогического центра "Белый Город".

Ирина Яворская -  

методист Культурно-педагогического центра "Белый Город".

 
Из глубин своего сердца
Размышление о поиске новой педагогической системы и новой парадигмы познания
 
 Педагогическое кредо: 
Воспитание человека на основах Культуры и 
осознания Красоты - есть путь развития сердца
 
У порога Нового Мира
 
Культурно-педагогический Центр Белый Город входит в Творческое объединение теоретических исследований и практики "Педагогика и Живая Этика". Мы ставим своей задачей идти от истоков новой эволюционной педагогики, идеи которой стремилась воплотить в жизнь академик Людмила Васильевна Шапошникова, принимающая активное участие в организации первых школ-семинаров учителей-новаторов в Ленинских горках и других местах. 
Для практического воплощения своих педагогических идей мы создали образовательный курс "Человековедение", чтобы теорию проверить практикой.
 
В этом курсе дополнительного образования для учеников 3 -"б" класса школы №2 одного из древнейших городов Украины - Белгорода-Днестровского - заложена мудрость Сократа о том, что важнейшая задача каждого человека - это познать самого себя. 
Не проблема, а беда большей части человечества в том, что мы живем бездумно, без попытки вчувствоваться в ту космическую задачу, которая стоит перед каждым из нас. А задача у нас высокая и ответственная: нам предстоит стать не только творцами своей судьбы и своего пути, но и сотрудниками космических Сил. Без такого сотрудничества ни одна земная задача в полной мере осуществиться не может. 
 
Именно Космос есть наш Общий и Единый Дом, наша божественная обитель. Но дело в том, признаем или не признаем мы реальность более Высокого, разумного и одухотворенного Космоса. Того Космоса, о котором знают представители всех религиозных Учений. Ведь вера представителей всех основных религий основывается на признании реальной вечной жизни Великих Учителей человечества, а значит и вечной жизни самого человека, но человека нравственного, человека духовного, человека человечного. 
 
Для решения этой общечеловеческой задачи нужно раскрыть в себе идею Нового Мира, Нового человека и Новой педагогики, которая, как отметила академик Людмила Шапошникова, «...в той или иной мере проходит через всю историю человеческой мысли в обозримом нами отрезке исторического времени» [1].   
 
               
Путешествие в глубины своего сердца
 
Сегодня у нас первый, пусть самый маленький, но юбилей. Мы провели десятый урок образовательного курса «Человековедение». Появилась возможность первого анализа  наших педагогических поисков. 
В чем особенность этой педагогики? 
Лучше всего на этот вопрос отвечает наше педагогическое кредо: воспитание человека на основах Культуры и осознания Красоты - есть путь развития сердца. 
Если вы понимаете Культуру как почитание Света и энергетическую основу развития человека и человечества, воспринимаете Красоту как важнейшую творческую силу в космосе и знаете, что сердце человека есть мост между земным и небесным, между физическим и духовным, то мы поймем друг друга и будем размышлять, как коллеги. 
 
Но перейдем к размышлению над первым отрезком пути, чтобы не ошибиться в достижении цели. 
В этот день судьба подарила нам возможность использовать 80 минут школьного времени. Получилась университетская пара, а значит и возможность расширить программу урока.
 
Развитие урока № 10:

 

1. Культура – Свет и духовная любовь к человеку.
2. Мы - вдумчивые ученые и восторженные писатели. 
3. Спираль познания.
4. С днем рождения, Андерсен!
5. Рисуем авторские плакаты к Международному дню детской книги. 
6. Подведем итог урока.

 

Мы уже много лет весной проводим Марш Культуры, который объединяет все важнейшие события и календарные даты этих месяцев. Самое важное событие весны - это сам Международный День Культуры, отмечаемый 15 апреля. А потому тема настроя на урок была посвящена Культуре и тому свету, который пробуждается в детях как их индивидуальная Культура.

 

Учитель:

- Встаньте, пожалуйста. 

Сейчас весна, время пробуждения всего живого в природе, время видимого и невидимого роста. 

Вот и вы невидимо для себя, но зримо для тех кто вас давно не видел, растете и днем и ночью. И я уже вижу, что вы меняетесь: были одни - стали другими. 

Но вы уже знаете, что самое важное - это развитие сознания, нашего внутреннего мира, развитие сердца, нашей души и духа. Природа не допускает остановки. Нет движения вперед, - будет падение. Для человека это опасно: вместо развития человечности, начнется расчеловечивание [2]

Садитесь.

 

Мы продолжаем нашу беседу:

- В биографии  Христа есть момент когда в далекой Палестине Великий духовный Учитель вместе с тремя своими учениками, Петром, Иоанном и Иаковом, поднялся на гору Фавор. То, что там случилось, описано в трех Евангелиях: от Матфея, от Марка и от Луки. «И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Евангелие от Матфея: 17: 2).

 

Вы уже знаете пять умений классика педагогики Василия Сухомлинского. Прежде всего, он учил своих учеников наблюдать. 

Большинство людей не видят и не чувствуют красоты, не развивают воображения. Но без этих способностей не может родиться поэзия, музыка, наука. Не будет развиваться и Культура.
Но что же такое Культура?


Костя первым тянет руку:
- Культура - это красивые статуи, церкви ...
- То есть все прекрасное, что создано человеком, -
продолжаю я мысль Кости. 

Но церковь как храм или как вера? 

- Наверное, и то, и другое, - посовещавшись, решили дети.
- Но что еще мы отнесем к культуре?
Виталий:
- Природу.

- Да, и природу тоже. А литература, поэзия, искусство, наука, - перечисляю высокие понятия, - это культура? 

- Да. 

- И знание?
Даниил, Таня, Владислав, Женя и другие согласно кивают. 

- А любовь?

Им нравится слышать это слово, они радуются и одновременно немного смущаются.

- А где же мы будем искать любовь? - вновь я заостряю внимание детей на ключевых понятиях урока, чтобы они не ограничивались поверхностным мышлением, а учились глубоко проникать в суть вещей.  
- Любовь есть в добрых людях, - так начала свое размышление Соня. 

Кто-то из учеников согласился с этим утверждением. Кто-то задумался...

 

* * *
 

Что нужно для того, чтобы ученики смогли осознать главное: что природа всех высоких понятий, таких как любовь, как красота и истинное знание - это Свет? А также то, что только все вместе эти высочайшие понятия, являясь в то же время и мощнейшими энергиями, и слагают Культуру.

Несомненно то, что только самостоятельное мышление, что есть огненный процесс, может помочь каждому человеку накопить внутреннюю энергию света. Накапливая свет, прозреваем духовно. Ведь давно сказано, что "только Светом мы приближаемся к Свету" [3].

Поэтому я приглашаю третьеклассников к размышлению над этой тайной: что такое любовь как явление культуры? 

И мы вспоминаем, что уже касались этой темы, когда попытались понять смысл самого слова любить. И слово нам сказало о себе: "Любить - значит Светом быть"

Итогом нашего исследования стал вывод о том, что Культура есть источник света, несущий в себе самые высокие понятия и, прежде всего, "духовную любовь к человеку" (Так Культуру понимал Николай Рерих).

 

Спираль познания


В мире Природы, в Космосе, в человеческом сознании - во всем - развитие идет по спирали. Это космический Закон, подаривший нам педагогический Принцип  спирального познавания [4]. Принцип Спирали помогает не терять Серебряную нить эволюционного развития и отмечать этапы каждого витка, чтобы следующий обязательно был новым устремлением вверх. Движению вверх, т.е. качественному скачку в развитии сознания детей и восприятия ими знаний, способствует и особая энергетика, которая порождается при таком подходе.

Каждый наш урок начинается со спирали познания, т.е. мы с учениками возвращаемся мысленно к теме предыдущего урока, чтобы ничего не потерять и вести единую нить знания, позволяющую  каждый раз решать более сложную задачу... 

Все новое и необычное не может не пробуждать внутренний зов растущего сознания [5]. Но важно, чтобы предыдущее знание было осознано и вмещено. Иначе цепь может оказаться разомкнутой, и связи с источником не будет. А источник любви, красоты, знаний, идей - это Мир иной и более высокой реальности. В таком подходе заложены истоки Космического мышления как Новой системы познания [6].

 

Учитель:

- У нас сегодня 10, Юбилейный. урок. Вспомним самые важные моменты наших предыдущих уроков, мысленно вернемся к тем важным темам, над которыми мы размышляли в образовательном курсе "человековедение".

Начнем с первого урока - "Творить в себе человека". 
 

Даниил делится с нами своим мнением. Он твердо усвоил для себя, что каждому надо еще стать человеком, то есть многое изменить и улучшить в себе. 

Сразу несколько человек продолжили эту мысль, принадлежащую Сухомлинскому, о том, что "Человеком ты родился. Но человеком должен стать". Эти слова прекрасного педагога, выразившего свою мысль о необходимости самосовершенствования [7], оказались так близки и понятны детям.

Костя добавил также и о том, что надо самим стать миром, объединившись со всем миром. К этому пониманию его подвели строки Арсения Тарковского: "Я - человек, я - посредине мира!..."

И следующая строка стихотворения - "За мною мириады инфузорий, передо мною мириады звезд" - тоже о многом говорит. О том, например, какой длинный путь мы прошли в своем развитии, но самое прекрасное нас ждет впереди [8]

Многим также в этой связи вспомнились красивые кадры презентации о царствах природы (это было на одном из наших первых уроков): царство минералов, растительное царство, животное царство... 

А что же дальше?.. 

Чтобы восстановить целостную картину развития мира, читаем все вместе это полюбившееся многим стихотворение Арсения Тарковского "Посредине мира": 

 

Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост -
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.

 

Стихи входят прямо в сердце человека, их ритм делает свое дело: соединяет наше сердце  миром более высоких вибраций. Это уже, как и собственное мышление, иная форма познания[9] и более верная, ибо несет в себе живой огонь вдохновения. Только там, где мы видим и чувствуем Огонь и Свет, бьет ключом правда.


Настал черед трем центральным вопросам Симона Соловейчика, тут детские голоса раздались со всех сторон:

- Знаем, знаем... Нужно задавать себе вопросы о том, "Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?", и искать ответы. 

 

Очень было радостно осознавать, что вопросы философского содержания небезразличны детям, а значит и эта мудрость о пути развития человека была воспринята  ими. 

- Молодцы! - Я радуюсь тому, что важная ступень понимания осилена, и продолжаю: А те, кто не задает себе эти вопросы, - не имеют пути, беспутные они.


В дополнение к сказанному привожу еще одно высказывание Святослава Рериха о том, что если мы не переродимся в служении прекрасному, то не сможем понять мысль Достоевского о том, что красота спасет мир. Только осознанием Красоты мира и человеческого духа можно продвинуться и выполнить поставленные перед человеком задачи. 

* * *

Мы более подробно остановились на примере совместного с детьми анализа урока с темой "Творить человека", чтобы можно было почувствовать внутренние ощущения и атмосферу поиска ответов на самые сложные жизненные и эволюционные вопросы.

Познакомиться подробнее с тем, как размышляют дети над темами других уроков, можно, перейдя по ссылкам:

Первый урок: "творить человека";

Второй урок: "Красота есть звезда путеводная";

Третий урок: "Из пламя и света, рожденное Слово";

Девятый урок: "Свет и Огонь чарующего Слова"

 

А на данном уроке нас больше интересовали моменты проявления в детях самостоятельного мышления и духовного (сердечного) роста, или то, что мы называем расширением сознания [10]

 

* * *

Вспоминаем наш Третий урок: "Из пламя и света рожденное Слово". В нем самым значительным было собственное поэтическое творчество детей. Чтобы отметить это радостное для нас событие, я предлагаю своим ученикам прочитать по несколько строк собственного сочинения (по картине Константинаса Чюрлениса "Соната звезд. Анданте").

Звучат взволнованные детские голоса:

Маша:

"Ангел крылатый проходит свой путь...".

Виктория:

"Как будто крылья распустились
в душе моей".

Костя:

"Крылатый ангел в путь идет..."

Катя:

"Я летела, как во сне, 
А за мною - Ангел.
Все вокруг светило мне
Яркими цветами".

 

Первые пробы... Но как хочется чувствовать себя настоящим поэтом, рождающим огненное слово!

 

Сын пламени и Света - человек

 

В четырех наших уроках из десяти (в 3, 4, 6 и 9) звучали темы. связанные со светом, с огненным словом, с человеком, с нашим сердцем, с искусством и творчеством. И это неслучайно. Потому что механическое познавание нужно заменять познаванием иным, наполненным огнем сердца.

Это все очень важные отличительные аспекты новой педагогики. Урок должен стать произведением искусства, в котором отображены многие жанры, расширяющие возможности познания: музыка, поэзия, живопись и графика, моменты театрализации, художественного слова, при обязательном наполнении урока красотой. Эти части объединяются единой, целостной темой, а также высокой идеей и мастерством самого учителя. 

Но самое важная задача состоит в том, чтобы вводить в любой урок любого предмета философию, что есть любовь к мудрости. От урока к уроку прослеживается философия творческой мысли, развивающая задачу воспитания и развития человека как космического сотрудника, как человека-творца [11].

 

* * *

На четвертом уроке ("Сын пламени и Света человек") мы размышляя о том, что такое неопалимая купина, упоминаемая в библии, познакомились с произведениями искусства и музыки, в которых тему огня можно слышать и наблюдать. 

И сегодня снова,  рассматривая кадры презентации о кирлианографии, на которых запечатлены излучающие свет цветы, произведения искусства и сам человек, мы с детьми пришли к выводу о том, что все живое несет в себе Огонь и Свет. 

 

Но тут возник вопрос: "А почему же в токах высокой частоты светится также и ключ?" 

Дети долго думали и решили, что на ключе присутствует намагниченная энергия человека. Она и излучается как свет.

Но какова природа этого света, в чем его тайна?

И что надо сделать, чтобы излучать свет?

Оказалось, что Миша знает ответ на этот вопрос. Он еще на шестом уроке сделал собственное открытие: как бы не было тяжело на душе, - нельзя унывать, а надо радоваться, помня, что ты - человек, что сердце твое наполнено огнем!

Конечно, огонь сердца, радость - все это примеры огненности и светоносности.

 

Еще до урока, просматривая тетради детей (дети должны были, выполняя задание, поразмышлять и написать о том, в чем по их мнению состоит чудо человека), мы беседовали о тайне человека. Не сразу, но все же подошли к мысли о том, что главное в человеке - его душа и сердце. И Миша первым заговорил об этом: пламя и тепло сердца можно почувствовать, например, при вдохновении. Катя призналась, что тоже чувствовала этот огонь, когда в ней проснулось поэтическое чувство...  

Да, поэзия возжигает сердце [12]И еще поэзия дарит нам удивительное откровение о сути всего живого [13], как, например, в стихотворении Волошина:

 

... В растенье и в камне - везде,

В горах, в облаках, над горами

И в звере, и в синей звезде,

Я слышу поющее пламя.

 

Мы с детьми учимся читать стихи все вместе, но тихонько, проникновенно, слившись в едином устремлении, в едином чувстве открывающейся мудрости и красоты слова [14]. Вот и сейчас мы читаем эти поэтические строки всем классом

Что это дает?

Древнее знание говорит нам о силе и красоте объединенной энергии, которая рождается в танцевальном круге или хоре. Именно мощь единения, дающая радость чувства целого, а также красота и энергия самого стихотворения, объединяющая нас через его автора с тем Миром, который и является Источником Красоты, возжигает огни сердца. 

"Я слышу поющее пламя..."  - Каждое слово Максимилиана Волошина напоминает об едином огне, оживляющем и одухотворяющем все в нашем мире[15]

После такого откровения нужна пауза. Нужно обязательно помолчать в тишине и послушать, и почувствовать "голос" бьющегося сердца.

 

Пятый урок "Пейте звуки и краски жизни живой" напомнил всем нам о силе жизни, выраженной и в красках, и в звуке. Именно эта огненная сила передается истинным поэтам, композиторам, несущим правду жизни в своих стихах и музыке. А также - ученым, возжигая силу их мысли, помогая сделать прорыв в неизведанное пространство нового знания.

 

В уроке №6 ("Раскроем сердце, полное огня") состоялось знакомство со стихотворением поэтессы Марианны Озолини из Риги, которое она нам прислала в качестве подарка к этому уроку. Оказывается, повсюду нас окружает огонь, но он бывает разный. И наша задача состоит в том, чтобы постоянно возжигать божественную искру в нас до божественного огня великого космического творчества.

По моей просьбе Соня прочла нам это стихотворение и сегодня. 

 

Марианна Озолиня

Голос вечности

 

Друг мой, пожми мою ладонь,
И ты почувствуешь огонь
Ты этому не удивись, 
Ведь от огня мы родились…

Мы – дети Космоса с тобой,
И тот Огонь совсем другой:
Он Божью искру в нас вложил
И красотой благословил
Что среди звезд, среди миров
Познали множество домов.
И в каждом огонек горит – 
Так с нами Вечность говорит … 

 

А также все дети вспомнили те свои фрагменты стихов, которые составили музыкальную композицию, подготовленную ко Всемирному Дню поэзии.

На этой высокой ноте закончилась первая часть нашей встречи. Языком поэзии сердцу нашему было подсказано так много о мире и нас самих.

* * *

 

После перерыва я обратил внимание детей на еще одно важное событие нашей жизни - Марш Культуры. Всемирный День поэзии явился одной из ярких страниц Марша. О культуре мы говорили и размышляли с самого первого урока: культура там, где есть источник Света. Это любовь к человеку. Это красота. Это знание...

И сегодня, продолжая свои поиски света культуры, мы посвящаем урок Международному Дню детской книги, который связан с именем великого сказочника Хансом-Кристианом Андерсеном. Сам праздник отмечается в день рождения Андерсена - 2 апреля. А сегодня, в преддверии праздника, можно подумать о значении книги, о том свете, который она дарит людям.

Еще один пункт в плане урока - создание плаката и обращения к детям всего мира, как обычно это делают писатели и иллюстраторы во всем мире ко Дню детской книги.

 

Итак, от  размышления о значения огня и света в нашей жизни мы мысленно переходим в пространство детской книги, представленное героями сказок Андерсена. 

"Я радовался жизни и цвел — не мог иначе. Мне кажется, что все мы должны делиться с миром лучшим, что есть в нас!" - так о своей философии жизни говорит Розовый куст,  персонаж сказки "Улитка и Розовый куст".

Оказывается, героям этой сказки посвящен памятник, находится он в Братиславе - сказочник однажды был там, бродил по старинным улочкам этого красивого города...

"Дюймовочка", "Гадкий утенок", "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик" и другие волшебные сказки знаменитого сказочника, несущие в себе и свет мудрости и красоты, и особое сокровенное знание,  не могут не стать любимыми. Это любовь на всю жизнь.

 

Для того, чтобы проникнуться духом этого праздника, войти в его культурное пространство, мы вместе вчитываемся в обращения, подготовленные известными писателями в разные годы.

 

Я – это мир, а мир стал мной,

Едва открыл страницу!

Могу в героя книги я 

Мгновенно превратиться! 

Стихом и прозой говоря,

Рисунком и словами,

Страницы книг ведут меня

Волшебными путями.

Автор плаката – Хани Д. Эль-Масри, Египет

* * *

 

Когда-то давно все люди на земле рассказывали одну-единственную сказку. Но если честно, то сказка была не одна, их было много, и они мало-помалу населили нашу землю историями о непослушных девочках и коварных волках, хрустальных башмачках и влюбленных принцах, хитроумных котах и оловянных солдатиках, доверчивых великанах и шоколадных замках. Они населили землю словами, знаниями, образами, волшебными существами. Они научили людей смеяться, удивляться, понимать друг друга. Они всё на земле наделили смыслами. С тех пор от одних сказок рождались другие прекрасные сказки. 

Не сомневайтесь, что рано или поздно настанет день, когда какая-нибудь из этих историй придет нам на помощь и подскажет выход из тех тупиков, которые окажутся у нас на пути. 
Читая вслух, рассказывая или слушая сказку, мы совершаем очень древний ритуал, самый главный в истории цивилизации: мы учимся жить вместе. Культуры, эпохи и поколения, толпящиеся вокруг этих сказок, готовы доказать нам, что мы не просто дети, отцы и дедушки, японцы, немцы или мексиканцы. Сказки нас делают очень похожими друг на друга, несмотря на все наши различия, ибо все мы – их персонажи. 

В отличие от живых организмов, которые рождаются и умирают, сказки, наделенные живородящей силой, – бессмертны. Встречаясь со своими читателями, они выполняют свою миссию – учить нас жить вместе и делать все, чтобы люди непременно были счастливыми.
                                                                                                                     Франсиско Инохоса, Мексика

* * *

 

Постепенно становится ясно, что людей на земле объединяет энергия красоты и знания, энергия любви, а значит культуры. Эту энергию по каплям собирает человек, читая сказки, окунаясь в духовные глубины смыслов и образов. 

Рисуя свой плакат, наши ученики также населяют его пространство героями андерсеновских сказок и историй, размышляя над их судьбой и поиском счастья, того счастья, которое обязательно сопутствует тем, у кого доброе сердце, кто умеет любить и стремится, как розовый куст, отдать все самое лучшее, что у него есть, миру.

------------------------------------------------------------

 

[1] Шапошникова Л.В. Философия космической реальности

[2] Здесь речь идет о Законе Эволюции и его противоположении - инволюции.Так постепенно под руководством учителя складывается мировоззрение детей, в основе которого лежат незыблемые Законы бытия 

[3] Учение Живой Этики. Иерархия, 273

[4] Принцип Спирали отвечает движению Космической Эволюции

[5] На этой особенности основан Принцип Необычности

[6] В основе Новой системы познания лежат положения Учения Живой Этики

[7] Закон Эволюции Духа предполагает бесконечное совершенствование и утончение своей внутренней природы с тем, чтобы стать человеком культурным

[8] Путь развития, т.е. путь Эволюционного развития

[9] Новая форма познания включает в себя познание не только через науку, но и через искусство, через озарение и интуицию

[10] Педагогический Принцип расширения сознания

[11] Космический Закон сотрудничества

[12] Поэтическое восприятие мира, утончение природы человека через поэтическое творчество отвечают педагогическому Принципу Расширения сознания (или сердечного познавания и воспитания)

[13] Речь идет о новой Системе познания, в которой искусство, а не только наука является источником познания Мира

[14] Метод Созвучия. Подробнее здесь

[15] Космический Закон Единства

Учитель 3 "б" класса,  второй школы - 

Светлана Анатольевна Кудрявцева.
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
Сайт создан при помощи конструктора сайтов a5.ru