Константин Дмитриевич Ушинский, чье имя носит Южноукраинский национальный педагогический университет (г. Одесса), подарил нам удивительно современную педагогику, полностью отвечающую требованию нового времени. Главное в философии его педагогического поиска – утверждение красоты и искусства. В своем основном труде «Человек, как предмет воспитания» классик пишет о том, что педагогика является первой и высочайшей из искусств.  И он объясняет свой вывод тем, что педагогика «удовлетворяет величайшую из потребностей человека и человечества – их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе (…), а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек». Здесь нам нужно добавить, что призыв Константина Ушинского к развитию духа человеческого, а не только к формальному развитию полностью соответствует той эволюционной педагогической задаче, которая ставится сейчас перед учителями, педагогами и воспитателями.


*   *   *


11 мая, 2016 года в актовом зале Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д Ушинского прошел первый фестиваль педагогического искусства по теме «Любовь, Красота и Знание – основа новой эволюционной педагогики». В подготовке и проведению фестиваля, кроме сотрудников факультета начального образования педагогического университета, приняли участие члены областного Центра Всеукраинской ассоциации гуманной педагогики, Международный Центр фестивального движения «Ю‛ВЕЛКАМ» и Культурно-педагогический Центр «Белый Город». 


Нужно отметить одну важную особенность первого фестиваля: это был фестиваль мастер-классов, которые в основном провели…  (?!) студенты первого курса. А та задача, которая ранее отводилась творческим мастерским для теоретического поиска новых методик преподавания и воспитания, а также интересным профессиональным приемам учителя (воспитателя), решалась после каждого мастер-класса. То есть практика тут же дополнялась размышлениями о конкретном проведенном уроке и мастерстве исполнителя. Всего на фестивале было представлено 12 уроков, которые были взяты из стандартных учебников, но все темы были художественно дополнены лейтмотивом  и авторски преобразованы интересной идеей, новыми развивающими текстами и воспитывающими изобразительными материалами. 


По закону эволюции все движется к своему полному выражению. И педагогика, вбирая в себя лучшие накопления, подаренные нам педагогами-классиками,  педагогами-новаторами, приобретает новые черты. Эта педагогика устремлена в будущее. Ее отличает новизна, необычность подхода, многогранность и неисчерпаемость. 
 

Новый целостный подход к подаче знаний отразился в представленных уроках.  Эти уроки для 2-3 классов начальной школы, кроме обязательного следования программе, несли в себе новые грани, возвышающие урок. Знания о материальном мире дополнялись знаниями о мире духовном. Этому помогали легенды и притчи, философские вкрапления, отражающие глубокие мысли и идеи. Такой синтетический подход помогал творить урок глубокий по содержанию и художественный по своей форме. Притча о Красоте Ненаглядной в уроке по изобразительному искусству, который провела Анастасия Гончаренко, привела участников к пониманию той истины, что только Красота, живя в сердцах людей, делает их добрее, человечнее, и что нельзя разрешить тьме-тмущей разрушать нашу жизнь. А для этого надо учиться видеть прекрасное, творить и оберегать все несущее свет Красоты.


В уроке о цветах-символах Украины, который провела Татьяна Веремчук, прозвучали размышления о значении высших духовных ценностей, выраженных в символах, соединяющих видимое и невидимое пространство жизни, и, таким образом, напоминающих о самом главном - о том, чем жив дух человеческий.
Сами уроки гуманного образования, как их понимал Константин Ушинский, становятся инструментом воспитания, ибо в них зазвучали тончайшие струны сердца учителя. Этого нельзя было не заметить в уроке Натальи Семекчи по теме "Подарок для мамы". Сидящие в зале слушатели вместе с учениками на сцене учились приготовить свое сердце к тому, чтобы в нем смогли родиться возвышенные чувства к маме и лучшие пожелания самому дорогому человеку.


Чем же украсить открытку для мамы?
- Я нарисую природу - она красивая, как моя мама.
- А я - солнышко - оно ласковое, как моя мама.


В уроке математики Елены Иванчо "Умножение - кружево чисел" все участники смогли прочувствовать, что нет большой разницы между математиком и художником или поэтом. Каждый творческий человек живет не только в мире земном, но и в мире идей. Найти более красивое математическое решение невозможно без устремления в мир мысли. Именно там живет Царица математики, именно она дарит мыслителям царский подарок - великие идеи. Итогом урока стал вывод о том, что умножать можно не только числа: мы приумножаем добро, когда совершаем добрые поступки. 


На высокой ноте звучали и другие уроки авторов мастер-классов. Не случайно первая фраза, которая прозвучала в зале после закрытия фестиваля, была именно такой: «Грандиозно!».


Немалую роль в подготовке студентов к фестивалю сыграл проведенный руководителем Одесского областного Центра гуманной педагогики Валерием Кучеровским «Курс гуманной педагогики», а также индивидуальные очные и заочные занятия, в которых приняла участие методист областного центра гуманной педагогики Ирина Яворская. Она же внесла большой вклад в усовершенствование всех уроков. 
Несомненно, в общий успех фестиваля внесли свой вклад члены областного Центра гуманной педагогики: учитель Большедолинской  школы-лицея № 3 – Дементьева Валентина Васильевна (тема мастер-класса по математике: «Путешествие в загадочный Космос»), педагог детского клуба «Одуванчик» - Владислава Поташева (тема занятия: «Солнечный урок для дошколят»), музыкальный руководитель ДНЗ «Мишутка» - Марина Пилипенко (тема занятия: «Дружба крепкая не кончается»). 


В завершение фестивальной программы был показан мастер-класс руководителя Одесского областного Центра, Рыцаря Гуманной Педагогики, Валерия Кучеровского «Три сокровенных ключа Культуры».


Фестиваль станет ежегодным и может стать одним из направлений совместного педагогического поиска Южноукраинского национального педагогического  университета имени К.Д. Ушинского и Одесского областного Центра гуманной педагогики. 

 

Белгород-Днестровский - Одесса
 

Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Искать Красоту уроков 
по  Ушинскому

Размышление о прошедшем фестивале педагогического 

искусства по теме: "Любовь, Красота и Знание - 

основа новой эволюционной педагогики"

 

«Утверждая любовь, красоту и знание в себе,
 учитель  утверждает торжество культуры
 и духовные ценности в ребенке».

Валерий Кучеровский, Ирина Яворская

Будущая педагогика -
педагогика Культуры

 

                                     Культура, как источник света, несет в себе самые высокие понятия и,
                     
    прежде всего, духовную любовь к человеку. 

                                           Николай Рерих

                                                                                                                            
Любовь, Красота и Знание, выбранные как тема первого фестиваля педагогического искусства, и являются основой Культуры. Но культуры, не понимаемой как цивилизация, обслуживающей наш быт, а Культуры Духа, Культуры Сердца, которая является сокровищницей всей нашей духовной жизни. И именно культура определяет наше настоящее и наше будущее, к которому мы стремимся. Только культура как источник света может выявить все темные закоулки человеческого сознания. И только Культура является духовным оружием  человека в борьбе с невежеством и двигателем человечества на пути  эволюции.
 
Что есть Любовь? 
Это Свет, это сила, это движущая нас энергия. Не зря Елена Ивановна Рерих называла Любовь главным рычагом эволюции, ибо в Космосе все заполнено любовью Творца. 
 
Что же есть Красота?
Высочайшие учителя человечества, мыслители, философы, ученые, художники и поэты устремлялись к познанию сокровенной мощи красоты. Самые древние мастера оставили нам заповедь, что Красота есть мера всего: слова, мысли, поступков, творчества, чувств, отношений, этического и эстетического вкусов и взглядов…

"Красота - это преображение материи через воплощение в ней другого сверхматериального начала" (Владимир Соловьев).

"Красота есть последняя путеводная звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества... в этом чудовищном смятении у нас остается один абсолют, одно безусловно-божественное откровение - это красота. Она 
должна вывести человека к свету"  (Александр Бенуа).
 

Жизненность искусства, которое хранит Божественный огонь, дает человечеству насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества (Письма Елены Рерих. Т.2, §366).

 

Сделаем вывод: только при существовании гармонии можно понять красоту мира, иначе при полном незнании достоинства человека получится отвратительное безобразие. Не может мыслить о мире тот, кто не знает красоту. 

 

Что же есть знание?

Даже старый советский журнал знал, что знание - есть сила. И это правда, так как без знаний ничто не могло быть сотворено из того, что окружает нашу действительность. Но в наше время мы понимаем, что есть знание рассудочного ума и есть знание пробуждающегося духа, знание открытого сердца. Истинное знание приходит лишь при готовности духа, устремленного в будущее. Уже знаем, что нам нужны не знания памяти, а знания, понимаемые духом. Когда свет учителя соединяется с устремленным сердцем ученика, тогда происходит озарение, и знание становится мудростью. Мудрость - это непреложное знание духа, которое возникает в самом человеке и ведет все творчество, все устремления, все желания, все поступки ученика. "Это непреложное знание – самый быстрый провод. Именно не умственные решения, но знание духа". Так говорит мудрость Востока. 

 

Но теперь невольно возникает вопрос. Есть ли такая педагогика, для которой Культура и ее  составляющие Любовь, Красота  и Знание являются основой педагогического процесса? 

Да, такая педагогика есть у классиков: у Песталоцци, Корчака, Коменского, Ушинского, Сухомлинского. Но ее так мало в школе, озадаченной подготовкой успешного потребителя, а не сознательного творческого самоотверженного человека, направляющего все свои силы на общее благо. 

 

Замечательный педагог и журналист Симон Соловейчик говорил, что человек начинается с вопроса самому себе: 

Кто я? Откуда я? Зачем я? Именно поиск ответов на эти вопросы и определяет наш духовный путь жизни.

 

Василия Сухомлинского волновал вопрос о том, что мало человеком  родиться, надо еще человеком стать. А стать человеком - это большой и напряженный труд, требующий много сил для преодоления жизненных препятствий и на борьбу со своими недостатками. В горниле этого труда и борьбы и выковывается особое качество бессмертного человека - человечность. Можно назвать ее нравственностью. Она же - непобедимая сила Духа.

 

Вот эта задача творения человека высокой и вечной Культуры, а не временной преходящей цивилизации и должна стать целью настоящей педагогики, устремляющей человека в будущее. В ней сочетаются простота, красота , бесстрашие. В ней единство Любви, Красоты и Знания, возжигающее Свет и дающее необходимую энергию эволюционного творчества, итогом которого станет совершенный духовный человек.