Для редактирования данного текста дважды кликните по нему.
Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Поиск новой эволюционной педагогики

 

Валерий Кучеровский

Осенний педагогический фестиваль:

И жизнь как взлет к иной 

лучистой цели

 

Воспитание в себе всесторонне развитого, 
более совершенного человека - вот та задача, 
которую нам приходится решать каждый день.

Святослав Рерих

Природа не любит пустоты ...
Константин Бальмонт

 

Информация

В Большедолинской школе-лицее Одесской области состоялся осенний педагогический фестиваль, в котором приняли участие ученики 4-х классов Белгород-Днестровской гимназии (учитель – Светлана Анатольевна Кудрявченко) и Большедолинской школы-лицея (учитель – Валентина Васильевна Дементьева). Вместе с нами были учителя нашего творческого педагогического объединения и родители. Это была вторая совместная творческая встреча. В мае этого года дети из Большой Долины приезжали в Белгород-Днестровский. И мы провели для них экскурсию в древнюю крепость, они поприсутствовали на репетиции поэтического театра «Орфей», показали свое кукольное представление, а потом был совместный обеденный стол, после чего мы проводили своих друзей на вокзал. 

Продолжением нашей дружбы стала переписка по электронной почте, и мы договорились об ответной поездке нашего класса в Большую Долину. Дети готовились, репетировали, волновались… Наконец, настал день долгожданной поездки.

                                                            *   *   *

Еще в электричке, следующей из Белгорода-Днестровского в Одессу, обсуждая моменты последней репетиции, мы продолжили свое занятия с Викторией и Владиславом - ведущими осеннего фестиваля. Потом мы стали считать, сколько же осенних цветов и оттенков можно заметить на деревьях, кустах и траве за окном электрички. Зазвенели колокольчиком детские голоса: 
- желтые, красные, бордовые, зеленые, - четыре;
- а еще фиолетовые, вишневые, - шесть;
- засохшие листья коричневые, - семь…
Устали. Мальчишки нетерпеливо стали спрашивать: «А долго еще нам ехать?». Но вот уже Барабой, Колхозная и Аккаржа - конечная для нашей делегации остановка… 

Мы быстро дошли до школы, где нас ждали дружные приветствия детей, теплые улыбки и объятия учителей и родителей, уют и атмосфера хорошей поселковой школы. Как радостно ощущать себя в атмосфере братства и взаимопонимания. Дети переоделись в красивые нарядные одежды, в классе как будто прибавилось света, все замерли в  предожидании чего-то важного и неожиданного. 

Выходят ведущие Виктория Ромащук и Владислав Мойшевич: 
- Сегодня мы начинаем необычный фестиваль с поэтическим названием: «И жизнь как взлет к иной лучистой цели».
- В течение всей нашей осенней творческой встречи будет много поэзии, музыки, мудрых откровений, будет урок для всех участников, дружеские беседы и радость познания нового, неизвестного. 
- Вступительное слово предоставляется Президенту Культурно-педагогического Центра "Белый Город"…

Чему нас учит Осень?

О чем я должен сказать в своем кратком вступительном слове? 
Конечно же, о том, что волнует и беспокоит меня, как учителя, всегда:  вопросы развития меня самого, моих детей, человечества нашей планеты и всей Вселенной, потому что мы - единое целое, единый организм. И поэтому должны жить в гармонии с этим окружающим нас Миром Природы. 

Фестиваль наш осенний, а осенью Природа одаривает нас своими дарами: к осени что-то должно вырасти, созреть и подарить миру зерно, плоды, овощи, ягоды. 

А что же человек?                                                                                                 

Его «осень» - зрелые годы, а его дары – это мудрость, опыт, совершенные чувства, позволяющие ему не сбиться с пути к более совершенному человеку и более совершенной жизни. Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Цитадель» отмечает, что «человек развивается медленно». Это так. Рост, развитие и созревание зерна человеческого духа происходит очень долго. И на это уходит не одна жизнь, а длительное время эволюции. 

Я подготовил для вступительного слова несколько кадров презентации. 

Первый кадр, во-первых, напоминает нам о главной теме года: «Не сотворить ли нам себя человеком прекрасным?». А во-вторых, приглашает к размышлению о тайне жизни («И тайный смысл дарует нам Природа…»), которую несут в себе все природные царства.

Какие же это царства?

- Минеральное, растительное, животное и человеческое, - перечисляют дети. 
- Но что же дальше?

- Царство космической жизни, - это говорит Валентин, ученик Валентины Васильевны.

Да, да, в будущем человек продолжит выполнять ту задачу которая предусмотрена Планом Творца. Вероятно, это будет более активное участие человека в космическом творчестве.

Далее я обращаю внимание своих слушателей на сосредоточенное внутреннее состояние мальчика (скульптура Алексея Леонова «Гармония»): 

- Как вы считаете, о чем он думает? 

Дети молчат, думают. А я продолжаю размышлять вслух, направляя их мысль:
- В сказке Метерлинка "Синяя птица" описывается встреча главных героев Тильтиль и Митиль с душами, готовящимися к новому рождению. И в завершение их встречи Тильтиль услышал очень важную фразу: «Нас с пустыми руками на Землю не пускают». 

Так о чем может думать этот мальчик по замыслу скульптора?
- Он думает, что то, с чем он пришел, нужно осуществить (Это ответ Димы из Большой Долины).
- Спасибо, какой красивый и мудрый ответ. То предназначение, с которым приходит человек, нужно выполнить. 

А теперь я прошу вас прочитать на следующем слайде презентации мудрость философа Николая Бердяева. 

Дети, учителя, родители читают цитату, которую я взял как главную идею моего вступления: «В тайне творчества открывается бесконечная природа самого человека и осуществляется его высшее назначение». 

Не всегда нужно требовать от детей тут же высказать свое мнение. Важнее, может быть, просто сделать паузу. Но учитель в тишине будет напряженно продолжать думать об этом, и его мысль обязательно дойдет до детского чуткого сердца. 

Дальше мы подряд просмотрели несколько кадров, и я останавливался лишь на мгновение, поясняя ход моего размышления. 

Вот картины моего любимого художника-космиста Бориса Смирнова-Русецкого, рассказывающие о жизни камней великанов. А здесь могучий дуб. На следующем кадре - тоже дуб, но меня удивили его могучие ветви. Какое мощное устремление части единого могучего дуба. Это уже тема Целого и его частей. Тема семьи и ее членов, человека и общества, планеты и всей солнечной системы…

Вот два желудя, хранящие в себе энергию, опыт, знание законов о продолжении жизни, заложенные самой Природой. А этот желудь уже на земле. Какая судьба его ожидает? 

Следующий кадр вызывает улыбку. Семья, родительские заботы и ответствен- ность за новые жизни. Еще кадр: человек родился. Все умиляются, но я задаю вопрос: 
- Как вы думаете, почему я поместил ребенка среди космических пейзажей?
Ответы детей:

- Мы жители не только Земли, но и Вселенной.
- Человек создан для вечности, для всей Вселенной. 

Вот когда заговорили в них стихи Фета, Блока, Заболотского и других поэтов. И мысль Василия Сухомлинского о том, что «Человеком ты родился, но человеком должен стать». Вспомнили мы и о том, как на одном из уроков разбирали состав слова «человечность». «Чела» (санскритское) – душа. И вечность. Получается: человечность - это душа вечности.

Но у нас еще несколько кадров. Солнечная система – тоже семья в пространстве Великого Единства всей Вселенной. И мы стремимся к тому совершенству, которое изобразил Борис Смирнов-Русецкий на своей картине «Оазис Света» - к братству светлых совершенных людей.

В завершение мы подвели итог наших совместных размышлений, отвечая на вопросы последнего кадра.

Поселок, отмеченный космосом

Снова выходят ведущие и предоставляют слово учителю 4-"б" класса Большедолинской школы-лицея Валентине Васильевне Дементьевой. Она входит в наше творческое педагогическое объединение. Мы вместе ищем новую педагогику  на наших регулярных встречах, проходящих в педагогическом университете в Одессе, в педагогическом училище в Белгороде-Днестровском и ли непосредственно в наших школах. О нашем совместном поиске хорошо знают дети и родители. 

Валентина Васильевна провела для участников фестиваля заочную экскурсию по старинному селу, которое было в дореволюционное время немецкой колонией, как и многие другие поселки вокруг Одессы. 

Когда-то матушка Екатерина Вторая придумала привлекать для освоения земель на юге империи своих соотечественников, немецких поселенцев. В наше время их потомков тут сложно найти, зато лучшие дома с добротными печами и хорошей черепицей – немецкие; лучшие участки мостовых сработаны тоже немцами. И виноградники при них заведены, и огороды, и молочные хозяйства. Да и дух любви к порядку и приличиям до сих пор не выветрился. 

Как утверждается в архивных записях: «Колония Гросслибенталь расположена на юге Херсонской губернии Одесского уезда, в 18 верстах на юго-запад от Одессы и в 16-ти верстах на север от Овидиополя, по течению степной реки Аккаржи». Сейчас это поселок городского типа в Овидиопольском районе Одесской области под названием Великодолинское (в обиходе - Большая Долина). В нем проживает около 11000 человек.

135 лет назад лет Гросслибенталь прославился тем, что в районе колонии упал метеорит, который ученые занесли в свои анналы под тем же названием. Ученые установили, что метеорит упал 19 ноября 1881 года между 5 и 6 часами утра. Астрономы всего мира узнали это звонкое, изысканное название: Гросслибенталь… Большая Долина Любви. 

 

Через искусство имеете Свет…

В своей педагогической работе мы стараемся не забывать эти слова выдающегося художника Николая Рериха: "Через искусство имеете Свет". Но и детей надо вовлекать в высокое искусство, помня слова Леонардо да Винчи о том, что «там, где дух не водит рукою художника, там нет искусства». Новая педагогика должна стать искусством и стремиться к высочайшему мастерству сотворения нового человека устремленного в будущее. Это не просто желание – здесь заложено действие космического закона.

Самой зрелищной частью нашей творческой встречи был обмен художественными номерами, которые подготовили наши ученики. 4-«б» класс Великодолинской школы показал гостям кукольный спектакль «Красная шапочка» и спектакль на английском языке «Три поросенка» с задорными песнями и танцами. Мне очень понравилась высокая активность детей из Большой Долины, их искренность и естественная артистичность. На протяжение всего выступления ощущалась внутренняя улыбка и радость творчества. Это очень хорошо передавалось всем зрителям. 

Наши дети подготовили представление поэтического театра «Орфей»: «За окном бушует осень…». Ведущие Виктория Романенко и Владислав Мойшевич сами попросили дать им возможность вести всю программу осеннего фестиваля. Отказать им в этом я не смог. И вот они выходят уже как ведущие поэтического театра «Орфей». 
- Мы начинаем представление поэтического театра «Орфей», 4-«б» класса, школы-гимназии Белгорода-Днестровского.

- Сегодня мы поговорим об Осени, но вы почувствуете в стихах и размышлениях грезы весны, и грусть и тоску зимы, и буйство лета, и что-то еще, навеянное этой темой. Об особой прелести этого периода писали многие великие поэты.
Прислушаемся внимательно: 
«За окном бушует осень...». 

Если на уроках в классе, на наших встречах, на днях поэзии и на таких вот фестивальных программах будет звучать много стихов, много музыки, если дети будут периодически показывать свое театральное мастерство, умение передавать высокие чувства и переживания поэтов, музыкантов, драматургов - будет ли что-то меняться в их сознании, в их сердце, в их растущем и развивающемся мире?! 

Будет, обязательно будет. Чем больше ребенок занимается в клубах, кружках и секциях, тем меньше и у него и с ним проблем. Вот почему мы выбрали наше педагогическое кредо: «Воспитание детей на основе Культуры и осознания Красоты – есть путь развития сердца». 

Поэтическое представление довольно большое, в трех отделениях. И участников много. Мы не выбираем лучших, но помогаем всем детям класса научиться понимать стихи, чувствовать их, правильно интонировать и доносить чувства и мысли поэта до слушателей. 
Лишь небольшой фрагмент поэтического представления для вас:

"Как прекрасно передал свое влюбленное в осень настроение Александр  Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. 

А великий классик Федор Тютчев написал об осени такие замечательные строки: 

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… 

Грузинский поэт Шота Руставели подарил нам свое откровение о значении поэзии: "стихотворство - род познанья, возвышающего дух". Мне кажется, что это очень важно для воспитания Нового человека. Человека высокой Культуры.

Звучат стихи Пушкина, Фета, Блока, Бальмонта, Тютчева, Асеева, Есенина, современных поэтов, каждой своей строкой рисуя многогранный портрет осени. Осень предстает перед слушателями как пора тихой грусти перед погружением природы в холодную спячку зимы, как время подведения итогов и размышлений о скоротечности цветения жизни. Несмотря на грусть расставания, природа прекрасна и торжественна, в ней величие и умиротворение. Это пора особой, значительной тишины, в которой звучит надежда на будущее, пора глубокой гармонии, тихой созерцательности и примирения с бытием.

В круженьи времен года осень знаменует высшую сосредоточенность духовных сил,  Природа в эту пору уходит в себя,- постигая вечность. А человек, наблюдающий природу, ищет созвучие тому, что тревожит его сердце, пытаясь постичь вечные тайны Бытия. Духовному взгляду открывается понимание того, что все поры года - это не только круг жизни, но восходящая спираль единой бесконечной космической жизни, волны которой то вспыхивают бурно, как это случается весной, то замедляют свое движение. Но главное - все мгновения этой жизни складываются единый творческий поток будущего расцвета. Природа как бы замирает поздней осенью и зимой, завершая круг. И наполненная новой творящей силой прозревает свой будущий творческий день. Вся природа завещает нам свой опыт: доверенное нам временем приумножать, наполнять духовною красотою, совершенством хранимого в своих тайных глубинах высокого образа, стремиться к "иной лучистой цели" - к постоянному обновлению и к более совершенной жизни.
                                                

Новое время ведет новыми путями

Любая остановка гибельна для нашего развития. И прав Святослав Николаевич Рерих, что задачу воспитания в себе всесторонне развитого, более совершенного человека нужно решать каждый день. Мы много раз размышляли вместе с учителями нашего творческого объединения над словами Константина Ушинского, что педагогика это первая и высочайшая из искусств, ибо она творит человека. Не забываем напоминание Василия Сухомлинского о том, что становление человека человеком – это постоянный напряженный совместный труд учителя, учеников и родителей.

Есть у нас и еще одна особенность нашего педагогического поиска – это творчество. Откровение Николая Бердяева о том, что «В тайне творчества открывается бесконечная природа самого  человека и осуществляется его высшее назначение» подводит нас к Теургическому (божественному) восприятию нашей жизни, труда и творчества. Если возвращаться к этой мудрости постоянно, то она будет подсказывать нам что-то очень важное и подводить к собственным открытиям: о бесконечности жизни, ибо она заложена в самой природе, о том, что творчество подводит нас к открытию тайн и самая важная – тайна нашего высшего назначения, о Единстве части и Целого. Все, во всем, всегда, - так завещал нам простую мудрость Гермес Трисмегист. 

В этих открытиях и раскрывается  задача Новой школы, Нового человека, Нового времени. Если сможем вырасти до понимания того, что нас ведет и направляет то Высшее знание, что оставлено нам в наследство идущими впереди нас. Если вместим значение синтеза духовного и материального, и не забудем  о задаче совершенствования не только внешнего, но и внутреннего мира человека, и будем постоянно стремиться к расширению границ своего сознания, - тогда основой нашей педагогики станет творение света через искусство поэтическое, музыкальное, живописное, театральное. Вот тогда мы обогатим себя совершенно  новой системой познания, и в нас будет жить новая эволюционная педагогика, - педагогика высокой Культуры. 

Послесловие              

Хочу высказать слова благодарности Константину Бальмонту, который помог мне выбрать заголовок для моих размышлений: «И жизнь как взлет к иной лучистой цели». В его поэтическом венке «Золотой обруч» есть такие слова: 

Есть бег, есть взлет к иной лучистой цели,
Светлей того, что здесь светлей всего.
И тщетность ль наши свечи здесь горели?

Энергия его поэтических размышлений дала прекрасные мысли для осмысления и поиска новой педагогики. Все лучшее приходит оттуда, из мира иной реальности, откуда мы устремлением черпаем и вдохновение, и откровения, и красоту, и более высокие знания. 

Большая Долина – Белгород-Днестровский, 
Одесской области

Учитель 4- кл. Большедолинского лицея, Дементьева Валент. Вас.
Учитель 4-б кл. Белгород-Днестровс-кой гимн., Кудрявченко Светл. Анат.
А за окном бушует осень ...
 
Афанасий Фет
Осенью
 

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы. 
 

Александр Блок
Сентябрь


Золотистою долиной
Ты уходишь, нем и дик.
Тает в небе журавлиный
Удаляющийся крик.

Замер, кажется, в зените
Грустный голос, долгий звук.
Бесконечно тянет нити
Торжествующий паук.

Сквозь прозрачные волокна
Солнце, света не тая,
Праздно бьет в слепые окна
Опустелого жилья.

За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла.

 

Константин Бальмонт
Осень

 

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

 

Агния Барто
Жук

 

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
- Там жук живой!
Раскроем раму!

 

Александр Пушкин

 

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 


Фет
Осенью

 

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

 


Федор Тютчев

 

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос, 
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. 
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

 

Константин Бальмонт


Как звонок светлый воздух сентября.
Благословеньем синего амвона 
Какая тишь нисходит с небосклона,
В сознанье светят свечи алтаря.
Творец любил, творение творя.
Земля – неисчерпаемое лоно.
В селе, вдали, поплыли волны звона,
В душе поют бездонные моря.
Шуршанье листьев – музыка живая.
Спадает лист зажженный за листом,
Вещаньем тихим шелестом свевая:
Разрушен дом, – в три дня восстанет дом.
И, тонкий, как укол тончайшей спицы,
Хрустален свист мелькающей синицы.

 

Игорь Мазнин


Посмотри, как день прекрасен...
Посмотри, как день прекрасен,
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клён.
И кружится над поляной,
Как жар-птица, лист багряный.
И багряны, как рубины,
Рдеют ягоды рябины
В ожидании гостей —
Красногрудых снегирей…

А на взгорке, в рыжих листьях,
Словно в пышных шубах лисьих,
Величавые дубы
С грустью смотрят на грибы —
Старые и малые
Сыроежки алые
И пурпурный мухомор
Посреди кротовых нор…
День меж тем к концу подходит,
В красный терем спать уходит
Солнце красное с небес…
Гаснут листья.
Меркнет лес.

 

Яков Аким

Пишу тебе письмо


А листок в конверте чист, 
Нет на нём ни букв, ни строчек. 
Пахнет осенью листочек — 
С дерева опавший лист. 
Только адрес твой да имя 
На конверте напишу, 
Синий ящик отыщу, 
Свой листочек опущу. 
Ты письмо моё получишь 
И обрадуешься вдруг: 
Жить на свете много лучше, 
Если друга вспомнил друг. 
Сразу мне ответ пиши! 
А кончаются чернила – 
Просто перышко вложи, 
Что синица обронила.

 

 

Александр Блок
Зайчик


Маленькому зайчику 
На сырой ложбинке 
Прежде глазки тешили 
Белые цветочки… 

Осенью расплакались 
Тонкие былинки, 
Лапки наступают 
На жёлтые листочки. 

Хмурая, дождливая 
Наступила осень, 
Всю капустку сняли, 
Нечего украсть. 

Бедный зайчик прыгает 
Возле мокрых сосен, 
Страшно в лапы волку 
Серому попасть… 

Думает о лете, 
Прижимает уши, 
На небо косится – 
Неба не видать… 

Только б потеплее, 
Только бы посуше… 
Очень неприятно 
По воде ступать!

 

Людмила Татьяничева
Осень


Помедли, осень, не спеши
Разматывать свои дожди,
Свои туманы расстилать
На зыбкую речную гладь.

Помедли, осень, покажи
Мне жёлтых листьев виражи,
Дай убедиться, не спеша,
Как тишина твоя свежа.
И как бездонна неба синь
Над жарким пламенем осин...

 

Евгения Трутнева


Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах – 
Это платье золотое 
У березы на плечах. 
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.

 

Александр Пушкин

 

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

 

Михаил Яснов
Журавлик

 
Кораблик - раблик - раблик - березовый 

листок
Журавлик - равлик - равлик - далекий голосок.
Журавлик под луною плывет, плывет, плывет,
Кораблик за собою зовет, зовет, зовет.
Волной листок уносит,
А ветром - голосок.
Хвоинки старых сосен ложатся на песок
На море бьются лихо
Валы, валы, валы,
А с неба льется тихо:
- Курлы... курлы ... курлы ...

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 
 
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
Сайт создан при помощи конструктора сайтов a5.ru