Белый Город 
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

День за днем в истории ... 
Чтение - вот лучшее учение (А. Пушкин) 
 
"Прекрасно изучать жизнеописания этих великих искателей и подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости". 

                                                                                         (Николай Рерих)

 
Родились:
 

1449

МЕДИЧИ Лоренцо (1449 – 1492), флорентийский правитель, гуманист, писатель. Внук Козимо Медичи Старшего, самый блестящий продолжатель его деятельности во всех направлениях. Богато одаренный, он развивал свои таланты и щедро поддерживал…

 

1701

Григорович-Барский Василий Григорьевич (01.01.1701 – 07.10.1747), украинский путешественник и писатель.

Получил домашнее начальное образование, с 1708 г. обучался у преподавателей Киевской Академии, в 1715-1723 гг. студент Академии, куда поступил по протекции ректора Феофана Прокоповича. Учился одновременно с будущими писателями и государственными деятелями С. Тодорским, С. Кулябкой, М. Козачинским. В 1723 г. оставил Академию по официальной причине болезни, пройдя, по его словам, «малыя школы даже до риторики… и начал философии».

Его не привлекала карьера священнослужителя, и он «имел охоту видеть чужие страны». Вместе с Иустином Леницким, братом украинского иерарха, писателя и путешественника Варлаама Леницкого, они отправились во Львов и поступили в иезуитскую академию под именем братьев Барских, но подлог раскрылся, и киевские студенты были изгнаны из училища.

В 1724 г. путешественники через Словакию, Венгрию и Австрию направились в Италию с целью поклонится мощам Николая Мирликийского в городе Бари, посетив по пути Рим, Неаполь, Венецию, Болонью и Флоренцию. В 1725 г., расставшись с Леницким, Григорович-Барский отправился через острова Архипелага Корф, Кефалиния, Закинф, Хиос на Афон. Его сопровождал бывший архимандрит Тихвинского монастыря Рувим Гурский, доверенное лицо царевича Алексея Петровича, бежавший из России после начала следствия по делу сына Петра I.

Не добравшись до Афона, Гурский умер. В 1726-1728 гг. Барский странствовал по Палестине, посетил Иерусалим, Иордан, побывал на Мертвом море, затем направился в Каир, осмотрел Синайский монастырь и через Суэц, Дамиетту, Бейрут и Триполи добрался до Дамаска, а затем вновь отправился на Синай и в Палестину. В 1729-1731 гг. путешественник жил в Триполи, где изучал старо- и новогреческий язык и литературу, философию, логику, естественные науки, а во время каникул посетил Александрию, Кипр, Сим, Самос, Хиос, Патмос.

 

В 1734 г. в Дамаске он был пострижен в монахи под именем Василия антиохийским патриархом Сильвестром. С 1736 по 1743 гг. жил на о. Патмос, где продолжал изучение языка, логики и метафизики и одновременно преподавал латинский язык в местном училище. Кроме латыни, владел греческим и арабским языком, понимал турецкий, хорошо знал естествознание, географию, историю, этнографию, статистику, архитектуру, геологию, коммерцию, живопись, музыку. В 1743 г. русский посол в Константинополе А. А. Вешняков вызвал его в турецкую столицу и предложил должность священника при посольской церкви и референта при дипломатической миссии, а в 1744 г. направил на Афон с целью изучения православных монастырей и их библиотек. 1744-1746 гг. он провел на Афоне, в Афинах и на о. Крит.

Вернувшись в 1746 г. в Константинополь, он не поладил с новым послом А. И. Неплюевым, обвинившим его в грекофильстве и предательстве национальных интересов. Опасаясь ареста и стремясь доказать несправедливость обвинений, тяжело больной паломник через Болгарию, Валахию и Польшу вернулся на родину в Киев 2 октября 1747 года, где спустя месяц скончался. Похоронен в Киево-Братском Богоявленском монастыре.

 

Работа Барского над путевыми записками началась в 1723 г. и продолжалась до самой кончины писателя. Путешественник не успел завершить главный труд своей жизни и признавался: «Аще же сподобит мя возвратитися в Отечество, долженствую тогда весь "Путник" совершенно направити». Современники, близко знавшие писателя, высоко ценили его историко-литературный труд. Игумен афонского монастыря Исайя утверждал, что украинский «мандривник» изобразил христианский Восток «изряднее всех прежде его бывших историков», а игумен Кирилл сообщал, что он описал «совершенно» и изобразил «истинно и неотменно сия, якоже некто же прежде его». С вниманием отнесся к путевым заметкам А. А. Вешняков, сообщивший о нем и его трудах императрице Елизавете Петровне. После кончины паломника рукопись записок хранилась в доме матери, Марии Беляевой, а затем младшего брата писателя И. Г. Григоровича, известного украинского архитектора, который понимал значение и ценность этого труда. Уже в это время записки Григоровича-Барского начали распространяться в списках, так как родственники паломника разрешали делать с них копии всем любителям душеполезного чтения. Характеризуя жанр записок, сам автор назвал их «путешествием и историею разных мест», а себя «списателем» и «историком». Знакомясь с историческими достопримечательностями, древними городами, архитектурными памятниками, писатель приводил их подробное описание, ссылаясь не только на рассказы современников, но и на материалы исторических хроник, летописей, хронографов, работы античных и средневековых авторов. Исторические взгляды путешественника сформировались под воздействием просветительских концепций петровского времени. В воззрениях путешественника на историю столкнулись традиционные для Средневековья теологические концепции, идея провиденциализма и прагматическое осмысление истории, взгляд на историю как на хаотическое нагромождение событий. Паломник выступал за ответственность историка перед обществом, осуждал субъективизм, фальсификацию фактов и служение лицам. Писатель интересовался как античной, так и современной историей. На Афоне он знакомился с содержанием монастырских архивов, в Александрии осмотрел «иглу Клеопатры» – монумент XV в. до н. э. и с большой точностью срисовал иероглифическую надпись, подробно описал дамасскую мечеть. Собрал большой материал о социально-политической, экономической и духовной жизни Западной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки второй четверти XVIII в. По богатству материала, подробности и тщательности записок им нет равных в отечественном востоковедении и палестинологии. Н. Г. Чернышевский, давая оценку путевым записка Григоровича-Барского, писал, что на протяжении столетия они «пользовались нераздельным уважением любознательных и набожных читателей».

 

1823

Шандор Петёфи (настоящее имя Александр Петрович), (родился 1 января 1823, Кишкёрёш — 31 июля 1849, д. Фехередьхаза около Шегешвара), национальный поэт Венгрии, революционный демократ, возглавил восстание в Пеште во время Революции 1848-1849 гг. Погиб в бою. 

Свой первый сборник («Стихи», в его основе - призыв к национально-освободительной борьбе) Шандор Петефи издал в 1844 году по настоятельной рекомендации Михая Вёрёшмарти, ознакомившегося с ранними образцами творчества молодого поэта. Для получения возможности издать сборник поэт пешком прошёл путь от Дебрецена до Пешта.
Петёфи принадлежал к реалистическому направлению в литерературе с начала своего творчества, одновременно используя отдельные мотивы романтизма, в частности, обращение к средневековой истории. Бунтарский протест, выраженный уже в ранних образцах поэзии Петёфи, был направлен, в первую очередь, против деспотизма австрийских Габсбургов и требовал немедленных демократических преобразований («Против королей», «Дикий цветок»).
В своих знаменитейших поэмах – иронической «Сельский молот» (1844) и сказочной «Витязь Янош» (1844) Петёфи в полной мере отходит от общепринятых консервативных псевдоромантических канонов. Мгновенно ворвавшись в литературную жизнь Венгрии, Шандор Петёфи перенёс лавину нападок с обвинениями в «грубости стиля» и «безвкусице» от консервативных критиков.

Значение творчества и деятельности Петёфи для венгерского народа трудно переоценить. Он является национальным поэтом Венгрии, а его роль как фактического основоположника поэзии на национальном языке соответствует значению Пушкина для русской, Шевченко для украинской, Янки Купалы для белорусской, Мицкевича для польской литературы. К переводам Петёфи обращались Анатолий Луначарский, Борис Пастернак, Григол Абашидзе, Николай Тихонов, Леонид Мартынов.

 

1835

ВЕРЕЩАГИН Василий Петрович (01.01.1835   09.10.1909), русский живописец, профессор в Императорской Академии художеств. Старший брат В.В. Верещагина. Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию художеств учеником А. Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в Академии он получил все академические медали. Отправившись за границу пенсионером Академии, посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Вернувшись в Петербург в 1869 г., он представил в Академию в виде отчета о своих заграничных занятиях картины: «Св. Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета», «Свидание узника с семейством», «Ночь на Голгофе», три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что получил звание профессора портретной и исторической живописи. Написал «Илью Муромца», «Алешу Поповича», «Добрыню Никитича», «Деву-зарю» и «Осень», в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам. К наиболее замечательным произведениям его следует причислить: «Крещение св. Владимира», «Водворение христианства в Киеве» и «Закладка десятинной церкви». Издал «Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей». На академической выставке 1891 г. находилась большая его картина «Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 г.».

 

1863

Пьер де Кубертен (1863), основатель олимпийского движения.

Пьер де Кубертен был одним из самых энергичных людей своего времени. Он много размышлял над идеей проведения международных соревнований с целью популяризации спорта. Заметив повышенный интерес общества к античным олимпийским играм, вызванный археологическими открытиями в Олимпии, Кубертен стал работать над идеей возрождения олимпийских игр. В 1894-ом году его старания увенчались успехом. Тогда на конгрессе в Сорбонне было принято историческое решение: возродить олимпийские игры. Уже через два года в Афинах состоялись первые такие игры. После их окончания Кубертен был избран президентом Международного олимпийского комитета.

 

1884

Василий Алексеевич Ватагин (1884), русский художник, скульптор, лучший анималист в русском искусстве ХХ века.

 

"Любовь к людям и любовь к тому, что ниже человека, трудно разделить четкой чертой. Высшее не стоит без низшего" (Клайв Льюис).

Вся его жизнь была посвящена изучению и изображению мира животных. В своем творчестве он стремился к точной передаче природы животных. Стиль Ватагина складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и зарубежным странам. Кроме дерева, мастер использовал мрамор, фаянс, обожженную глину, кость. Ватагин постоянно занимался научной иллюстрацией. Много лет работал для Дарвиновского и Зоологического музеев Москвы. Создал более 400 живописных панно и около 100 скульптур на мотивы первобытной культуры. Ныне произведения мастера хранятся во многих музеях России, в том числе и в Государственной Третьяковской галерее

 

1887

УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (01.01.1887  12.10.1950), грузинский психолог и философ, академик АН Грузинской ССР (1941). Окончил философский факультет Лейпцигского университета (1909), историко-филологический факультет Харьковского университета (1913). Один из основателей Тбилисского университета (1918), где создал отделение психологии, кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии при ней. Со дня организации (1941) был директором Института психологии АН Грузинской ССР. Основные труды — по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная им оригинальная теория установки и выполненные в ее русле многочисленные экспериментальные исследования привели к образованию психологической школы в грузинской науке.

 

1893

Иван Панфилов (1893 – 1941), генерал-майор, Герой Советского Союза.

 

1894

БОЗЕ Шатьендранат (1894 – 1974), индийский физик. Один из создателей квантовой статистики (статистика Бозе–Эйнштейна). Член Лондонского королевского общества с 1958 г. Национальный профессор Индии с 1958 г. 

 

1919

ГРАНИН Даниил Александрович (Другое имя Герман Даниил Александрович; 01.01.1919 – 04.07.2017), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1989). В 1940 г. окончил Ленинградский политехнический институт. печатается с 1949 г. Нравственно-психологические проблемы научной интеллигенции в романах «Искатели» (1954), «Иду на грозу» (1962). Художественно-документальные произведения: «Эта странная жизнь» (1974, о биологе А. А. Любищеве), «Клавдия Вилор» (1976, Государственная премия СССР), роман «Зубр» (1987, о судьбе Н. В. Тимофеева-Ресовского), «Блокадная книга» (ч. 1-2, 1977-1981, совместно с А. М. Адамовичем). В романе «Картина» (1980) и повести «Неизвестный человек» (1990) – проблема сохранения исторической памяти, анализ состояния человека, теряющего свое место в социальной иерархии. Шпионский роман «Бегство в Россию» (1994), роман «Вечера с Петром Великим» (2000).

 

1919

СЭЛИНДЖЕР Джером Дэвид (1919  – 2010), американский писатель. Автор рассказов (первый из них, «Молодые люди», опубликован в 1940), а также единственного романа «Над пропастью во ржи» (1951) – одной из самых замечательных книг ХХ в

 

1925

БАСНЕР Вениамин Ефимович (01.01.1925  03.09.1996), российский композитор, народный артист СССР (1982). В 1933 г. поступил в музыкальную школу, затем в музыкальное училище, а в 1949 г. окончил Ленинградскую консерваторию по классу скрипки, но посещал и класс композиции Д. Шостаковича. Работал в эстрадном оркестре Радиокомитета скрипачом и сочинял музыку. В композиции значительную поддержку получил от В. Соловьева-Седого. Его дарование как композитора проявилось в области камерно-инструментальной музыки, симфонических жанров, сценических произведений. Автор балета «Три мушкетера», оперетт «Полярная звезда» и «Требуется героиня», оратории «Весна», вокально-симфонического цикла «Вечный огонь». Много работал в жанре киномузыки (более 40 фильмов). Ему принадлежат такие популярные песни, как «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина», «Крестики-нолики», «Как, скажи, тебя зовут», «Березовый сок». Почти все его песни написаны с поэтом М. Матусовским.

 

1927

БЕЖАР Морис (Другое имя Берже Морис; 01.01.1927  22.11.2007), французский артист балета, хореограф, педагог. Один из крупнейших деятелей хореографического искусства ХХ в. В 1953 г. совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу «Балет "Звезды"» (существовала до 1957). В 1957-1960 гг. возглавил труппу «Балетный театр Парижа». В 1960-1987 гг. в Брюсселе организовал труппу «Балет ХХ века» («Болеро» на музыку М. Равеля, 1960; «Девятая симфония» на музыку Л. Бетховена, 1964; «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1977, и др.). В 1987-1992 гг. основал труппу «Балет Бежара в Лозанне». Ставил балеты в труппах разных стран. Стремясь в танце выразить сложность духовной жизни современного общества, обновлял танцевальную лексику.

 

1952

Вера Владимировна Павлова (01.01.1952  02.04.2015), современный русский художник, иллюстратор.
Вера Павлова родилась Читинской области, в юности переехала в Ленинград, где поступила в Высшее Художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, которое успешно окончила в 1977 году.
Практически сразу после выпуска Павлова стала принимать участие в выставках и приобрела известность. Уже в середине 1980-х годов она постоянно становится призером всероссийских конкурсов книжной иллюстрации и диафильмов, активно участвует в выставках. Ее первая персональная выставка состоялась в 1987 году в Елагином дворце. В 1989 году Павлова получила первую премию на студийном конкурсе лучших диафильмов года.

В ее творческой биографии на сегодняшний день⁠  более 20 персональных выставок. С 1984 по 1987 год была членом товарищества экспериментального искусства (ТЭИ).
Вера Павлова проиллюстрировала множество книг, каждая из которых по-своему уникальна. При иллюстрировании она уделяет внимание особенностям детского восприятия, а созданные ею художественные образы доносят скрытый смысл, заложенный автором книги. Среди работ Веры Павловой в области книжной иллюстрации
 музыкальное произведение «Детский альбом П. И. Чайковского», «Посолонь» Ремизова А. М., «Своеручные записки княгини Долгоруковой». Иллюстрации к книге «Посолонь» принесли Павловой Государственную премию им. Ю. Васнецова, а иллюстрации к «Детскому альбому П. И. Чайковского»  диплом на Всероссийском конкурсе книги «Наш отчий дом».
В 2008 году за книгу Е. Левкиевской «Русские праздники» Вера Павлова получила диплом первой степени на конкурсе «Искусство книги: традиции и поиск» в номинации «Художественная литература».

 

 

 

1 января в истории:  

 

1 января день памяти преподобного Ильи Муромца (XII век).

«Тридцать лет сидел, не поднимаясь, и испил воды чудодейственной и почувствовал в себе силу ратную. Победил Соловья-Разбойника, преодолел идола языческого». Это слова из былины об Илье Муромце, о человеке, действительно жившем на земле. Довольно редкий случай для народного эпоса. Конечно, воевал богатырь не со сказочными героями, а с врагами своей Отчизны. Этого былинного богатыря считали избавителем Киева от татарского Калин-царя. Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем — стражи Руси, символы могущества нашего Отечества.

Считается, что прототипом былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во времена Владимира Мономаха. Шлем, щит и меч он сменил на епитрахиль, крест и монашеские чётки, став монахом Киево-Печерского монастыря. Он был ратным воином – защитником от врага видимого. А стал воином духовным – защитником от врага невидимого. Молитва праведника была такой же сильной, как народ, породивший этого богатыря.
В наши дни Илья Муромец считается покровителем Российских ракетных войск стратегического назначения и Пограничных войск России.

 

* * *

«Всемирный день мира» или «День всемирных молитв о мире» – международный праздник, во время которого верующие призывают Бога прекратить все войны и ниспослать людям мир на Земле. Отмечается каждый год, 1 января.

 

* * *

 

1501

Конец инкунабул (от лат. incunabula – колыбель), печатных изданий в Европе, вышедших с момента изобретения книгопечатания. С этого дня европейские печатные книги условно называются палеотипами.
В Российской национальной библиотеке также наличествует коллекция инкунабул – одна из крупнейших в мире, согласно официальному сайту библиотеки. Начало собранию инкунабул было положено созданием знаменитой библиотеки Залусских, вывезенной из Варшавы в конце XVIII века. В дальнейшем коллекция многократно пополнялась – как путём приобретения частных библиотек (например, библиотеки графа Петра Корниловича Сухтелена в 1836 году), так и отдельными покупками, в том числе и на международных аукционах.
«Коллекция наиболее хорошо укомплектована книгами немецких и итальянских типографских центров, причем в ней обнаруживаются и издания многих, даже небольших типографий Германии и Италии. Французские и голландские типографии представлены хуже, хотя в ряде случаев — редчайшими или уникальными экземплярами. Лишь единичные издания в коллекции принадлежат деятельности испанских типографов, а английских инкунабул в ней совсем нет».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Инкунабула

 

1751

Напечатан первый том «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», изданный Дени Дидро и Жаном Лероном Д’аламбером.

 

1801

Астрономом из Палермо Джузеппе Пиацци был открыт первый астероид Церера (в 2006 году классифицирована как карликовая планета).


1839 

В Санкт-Петербурге был выпущен первый номер журнала «Отечественные записки» (русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России).
Журнал был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 году и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Выходил до 1831 года; в 1838 году был возобновлён Свиньиным и с января 1839 года передан в аренду А. А. Краевскому, который после смерти Свиньина стал владельцем.
Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений — В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов, историки М. П. Погодин и С. П. Шевырев, М. А. Дмитриев, профессор латинской словесности и философии И. И. Давыдов, известный впоследствии славянофил А. С. Хомяков, С. Т. Аксаков, М. Ю. Лермонтов, В. А. Соллогуб, И. И. Панаев, Ф. Ф. Корф и другие. Критическим отделом руководил сначала В. С. Межевич, с осени 1839 до весны 1846 года — В. Г. Белинский, затем Валериан Майков (утонувший летом 1847 года), позднее С. С. Дудышкин.

Белинский привлёк к участию своих друзей и единомышленников В. П. Боткина, Бакунина, Т. Н. Грановского, Кетчера, П. Н. Кудрявцева, позднее в «Отечественных записках» приняли участие Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. Журнал постепенно покинули Жуковский, Вяземский, Плетнёв, Бенедиктов, Межевич, Хомяков, Аксаков, также будущие сотрудники журнала «Москвитянин».
Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и Шевырёва и славянофилами.
По причинам материально-бытового (Краевский низко оплачивал работу Белинского, одновременно требуя обильно писать на самые разнообразные темы) и идейного характера Белинский с апреля 1846 года прекратил работать в журнале и с января 1847 года стал критиком журнала «Современник» Некрасова и Панаева. В «Современник» перешёл также Герцен. Уход части сотрудников сказался на позиции и репутации журнала, остававшегося изданием либерально-западнической ориентации, но постепенно терявшего свою популярность. Издателем-редактором журнала в 1860—1866 годах совместно с Краевским был С. С. Дудышкин. В 1866—1867 годах в журнале участвовал историк и публицист Н. Я. Аристов.

В 1868 году Краевский передал журнал Н. А. Некрасову. По договору с Некрасовым Краевский оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем журнала с 1868 года стал Н. А. Некрасов. К руководству журналом Некрасов, оставив за собой общее руководство и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика). После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.
К участию были привлечены Г. И. Успенский, Н. А. Демерт, Ф. М. Решетников, А. Н. Островский, Д. И. Писарев, Н. Я. Николадзе, А. П. Щапов. Тираж журнала вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров и вновь обрёл влияние.

Том CCXIV «Отечественных записок» за май 1874 г. был уничтожен цензурой.
В апреле 1884 года журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом — сотрудника журнала.

«Отечественные записки» в 1840-е помещали произведения таких писателей, как Д. В. Григорович, В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, И. И. Панаев, Н. П. Огарёв, Е. П. Гребёнка, А. Д. Галахов, А. М. Майков, А. А. Фет, В. Д. Яковлев, Я. П. Бутков и других. В журнале впервые опубликованы наиболее выдающиеся произведения русской литературы 1840-х годов — стихотворения и повести Лермонтова, стихотворения Кольцова, статьи, «Записки одного молодого человека», первая часть романа «Кто виноват?» Герцена, стихотворения, пьесы «Неосторожность» и «Безденежье», рассказы «Андрей Колосов» и другие Тургенева, рассказы и стихотворения Некрасова, «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие рассказы и повести Достоевского, повести «Противоречие» и «Запутанное дело» Салтыкова-Щедрина.

В 1840-х годах журнал публиковал произведения женщин-писательниц: М. Жуковой, Е. Ган, Н. Соханской, С. Закревской.
Позднее в журнале печатались «Тысяча душ» (1858) Писемского, «Обломов» (1859) Гончарова, повести «Овцебык» (1863), «Обойдённые» (1865), «Островитяне» (1866) Н. С. Лескова.
Кроме Белинского, с литературной критикой и рецензиями в «Отечественных записках» 1840-х—1850-х выступали В. П. Боткин, А. Д. Галахов, М. Н. Катков, Н. А. Некрасов.

В журнале Некрасова и Салтыкова-Щедрина сотрудничали Успенский, Островский, Решетников, В. А. Слепцов, В. М. Гаршин, дебютировавший в журнале рассказом «Чупринский мир» ещё в 1866 году Н. Н. Златовратский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Е. Каронин-Петропавловский, А. Н. Осипович-Новодворский, поэты А. Н. Плещеев, С. Я. Надсон, П. Ф. Якубович и другие.
Беллетристика в 1870-е носила ярко выраженный народнический крестьянский характер.
В разное время свои статьи в журнале размещали: Н. В. Альбертини, Я. В. Абрамов, А. А. Головачёв, Н. И. Зибер, Е. П. Карнович, И. В. Лавров, В. В. Лесевич, Е. И. Лихачёва, С. В. Максимов, Н. Я. Николадзе, В. И. Покровский, В. И. Семевский, М. Н. Цебрикова, А. П. Щапов, С. Н. Южаков.
На протяжении 1880—1882 годов Николай Иванович Зибер — русский экономист, один из первых популяризаторов и защитников экономического учения Карла Маркса в России — опубликовал в журнале 8 статей под общим названием «Экономические эскизы» («Отечественные Записки» 1880 № 12; 1881 № 3, 5, 6, 9, 11; 1882 № 4 и 6). Говоря современным языком, Н. И. Зибер вёл своего рода «колонку»; впрочем, каждый из этих его «эскизов» представлял собой самостоятельный законченный научный труд.
Другой видный русский экономист, основоположник школы государственного социализма в России, профессор (впоследствии академик) Иван Иванович Янжул в № 2 «Отечественных записок» за 1880 год опубликовал статью «Детский и женский фабричный труд в Англии и России».
«Отечественные записки» эпохи М. Е. Салтыкова-Щедрина:
В журнале участвовали опытные переводчики Н. Х. Кетчер, А. И. Кронеберг, А. Н. Струговщиков. Помимо переводов из Гёте и Шекспира, «Отечественные записки» помещали переводы современных зарубежных авторов: Жорж Санд, Чарлза Диккенса, Фенимора Купера, Г. Гейне, Александра Дюма-отца, Эдгара По. Печатались обзоры иностранных литератур и переводные статьи об отдельных авторах. Позднее, при Некрасове и Салтыкове-Щедрине, публиковались переводы из В. Гюго, А. Доде, Э. Золя

 

 

 

2 января 
Год 2018
День за днем ​​
в истории ...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Великие подвижники культуры - краса и радость планеты  
 

 

Год ушедший подарил нам чудесные встречи с великими мыслителями и учеными, будителями народного сознания и творцами прекрасного, т.е. со всеми теми, кто творит нашу историю и культуру. Перед нами прошла череда истинно прекрасных образов.
Первая неделя нового года – это важные встречи с целым созвездием великих имен: 
 
1 января ⁠– Василий Верещагин и Василий Ватагин, русские художники;
2 января ⁠– Юлия Лермонтова, первая русская женщина- химик;
3 ⁠января ⁠– Джон Рональд Руэл Толкин, английский писатель и поэт, переводчик, лингвист, филолог ;
4 ⁠января ⁠– всемирно известный физик, математик и астроном Исаак Ньютон и Якоб Гримм, немецкий филолог и сказочник;  
5 января ⁠– Николь-Рейн Лепот, первая французская женщина-математик и астроном;
6 января – Гюстав Доре, французский художник -график и выдающийся композитор Александр Скрябин...
 
 
И это еще не весь список достойных имен мирового значения, несущих свет и приближающих тем самым светлое будущее народов.
рекрасно изучать жиз­неописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление
нашего мужества, неисчерпаемой энергии и тер­пимости" (Николай Рерих). 

 

 
 * * * 
 
На этой неделе (1  7 января) мы отмечаем: 
 
 
 
1 января  

СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ

25 декабря - 31 декабря

 

1 января - 7 января

день 1 января

день 2 января

день 3 января

день 4 января

день 5 январяl

день 6 января

день 7 ⁠января

 

Страницу подготовила Ирина Яворская

На фото:

 

1. Шандор Петёфи;

2. Василий Врещагин;

3. Пьер де Кубертен;

4. Василий Ватагин;

5. Дмитрий Узнадзе.

 

 

На фото:

 

1. Василий Перов;

2. Юлия Лермонтова

3. Милий Балакирев;

4. Петр Броунов;

5. Елена Данько.

На фото:

 

1. Марк Туллий Цицерон. Мраморный бюст, конец I в. до н.э. Капитолийские музеи

2. Луи Пуансо;

3. Конрад Александр Дуден;

4. Джон Рональд Роуэл Толкин;

5. Борис Лятошинский.

Родились:
 
1834
Василий Перов (2.01.1834 – 29.05.1882), русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
В творчестве художника преобладает жанровая и портретная живопись. Удостаивался звания Академика, а затем Профессора. 
Картины Василия Перова и его необычное творчество имели огромное влияние для общества того времени, побуждающее к новому осмыслению и пониманию мира, где присутствует справедливость, добро и понимание. Отказываясь от легких тем написания картин, где художник Перов вполне вероятно мог заслужить огромную славу, он ведет закрытую жизнь, создавая произведения языком красок на полотне обличающие несправедливость в русском обществе, как Гоголь высмеивая в своих работах зажравшуюся богатую прослойку общества с ее отвратительной чванливостью и лизоблюдством.
Написал ряд портретов Борисовского А. А., друга художника врача Бессонова В. В., писателя Писемского А. Ф. и портрет композитора Рубинштейнов Н. Г. , и историка М. П. Погодина, знаменитого писателя Достоевского Ф. М. и портрет купца Камынина.
В 1870 году Перов стал одним из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого был до 1877 года, когда в результате творческих и идейных разногласий он покинул его ряды.
С 1871 года Перов преподает в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были известные в будущем художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, И. И. Левитан, братья Коровины.
 
1847
ЛЕРМОНТОВА Юлия Всеволодовна (2.01.1847 – 16.12.1919), первая русская женщина-химик, получившая степень доктора химии. Посещала на правах вольнослушателя лекции Р. В. Бунзена в Гейдельбергском университете и А. В. Гофмана в Берлинском университете. Диплом доктора химии получила в Геттингенском университете экстерном (1874). Позже работала в лаборатории А. М. Бутлерова в Петербургском университете и в лаборатории В. В. Марковникова в Московском университете.
Основная область научных работ – органическая химия.
Первое научное исследование, относящееся к разделению платиновых металлов, выполнила в Гейдельберге по предложению Д. И. Менделеева (1870-1871). Изучила и описала состав и химические превращения 4,4-диами-ногидразобензола (1872). Разработала удобный препаративный метод получения дибромпропилена (1876). Совместно с Марковниковым синтезировала глутаровую кислоту (1876). Каталитическим алкилированием низших олефинов галогенпроизводными получила новые углеводороды изостроения (1878). Эту реакцию часто называют реакцией Бутлеровам⁠ – Лермонтовой – Эльтекова.
Исследовала механизм полимеризации этиленовых углеводородов, в частности изобутилена (1876). Изучала кавказскую нефть. Член Русского физико-химического общества (с 1875, была единственной женщиной в его составе) и Русского технического общества (с 1881).
 
⁠⁠1837
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (02.01.1837 – 29.05.1910), русский композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель.
Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижера К. Эйзриха (Нижний Новгород). Его музыкальному развитию способствовало сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым.
В 1853-1855 гг. состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 г. дебютировал в Петербурге как пианист и дирижер.
Большое влияние на формирование его идейно-эстетических позиций оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под его руководством складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка».
В 1862 г. совместно с хоровым дирижером Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки.
В 1867-1869 гг. был главным дирижером Русского музыкального общества. Способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 г. дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 г. руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».
К сочинениям конца 1850-х - 60-е гг. относятся «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я редакция 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней редакции – симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й редакции – симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др.
В 1866 г. был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.
В 70-е гг. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер.
В 1881-1908 гг. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-1894) состоял директором Придворной певческой капеллы.
Центральная тема его творчества – тема народа. Также характерен интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской). Основная сфера творчества – инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Лучший образец симфонической поэмы – «Тамара» (около 1882, по одноименному стихотворению Лермонтова).
С именем Балакирева связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть – в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 г. написана 2-я симфония. Один из создателей оригинального русского фортепьянного стиля. Лучшее из фортепьянных произведений – восточная фантазия «Исламей» (1869). Видное место в русской камерно-вокальной музыке занимают его романсы и песни.
 
1853
БРОУНОВ Петр Иванович (02.01.1853 – 24.04.1927), российский метеоролог и агрометеоролог. Окончил Петербургский университет (1875). В 1877-1880 гг. работал на Главной физической обсерватории в отделении службы погоды. Профессор Киевского (1890) и Петербургского (1900) университетов.
Организовал Приднепровскую сеть метеорологических станций, с 1897 г. заведующий метеорологическим бюро Департамента земледелия. 
В 1878 г. предложил методы предсказания движения циклонов по изменению давления, объяснил образование и движение циклонов. Обнаружил в жизни культурных растений «критические периоды», выяснил, как связано распределение влаги и среднего давления воздуха на Земле с распределением различных почв. Подготовил (1925) атлас изоклиматических зон Земли. Ввел понятие «наружной» (географической) оболочки Земли, составляющей предмет физической географии как науки.
 
⁠1898
Елена Яковлевна Данько-Олексенко (2.01.1898⁠ – 03.1942), русская писательница, поэтесса и художница.
Елена Яковлевна Данько-Олексенко родилась в селе Парафиевка (ныне Ичнянчский район, Черниговская область, Украина) в семье революционеров-народовольцев, железнодорожных служащих
 Якова Афанасьевича и Ольги Иосифовны (Осиповны) Данько. Старшая сводная сестра  скульптор-керамист Наталья Данько. Детство провела в Москве и в Вильно.
В 1908 году поступила в частную женскую гимназию Е. А. Крюгера в Киеве, в 1915 году закончила курс с золотой медалью. Начальное художественное образование получила в школе живописи Александра Мурашко в Киеве.
В 1915 году переезжает в Москву, где берёт уроки у в студиях Ильи Машкова и Фёдора Рерберга.
В 1916-1918 годах работает в канцелярии Инженерно-строительного управления, затем переходит на работу в Народный Комиссариат по просвещению. Знакомится с О. Д. Форш и К. И. Фединым, ставшими её наставниками в литературной работе. Увлекается антропософией; посещает лекции Андрея Белого.
В 1918 году переезжает в Петроград, где живёт до конца жизни.
С февраля 1919 года начинает работать помощником техника, затем кукловодом в кукольном театре «Студия», под руководством Л. В. Шапориной, ставшей ближайшей подругой художницы. Создаёт инсценировки для спектаклей кукольного театра («Красная шапочка», «Сказка о Емеле-дураке», «Гулливер в стране лилипутов» (1928), «Пряничный домик», «Дон-Кихот» и др.) В период 1920-1930 - х годах на сценах ленинградских кукольных театров постоянно шли многочисленные спектакли по инсценировкам Е. Я. Данько. 
С 1919 по 1924 год работала на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе, художницей по росписи фарфора.
За время своей работы в живописной мастерской Е. Я. Данько создала немало значительных работ, многие из них выставлялись в разное время на советских и зарубежных выставках.
В 1923 году журнал «Художественный труд» напечатал её статью о советском художественном фарфоре. Позднее она написала ряд популярных книг по истории фарфора: «Ваза Богдыхана» (М.-Л.: Радуга, 1925), «Фарфоровая чашечка» (Л., Гос. изд., 1925), «Китайский секрет» (М.-Л.: Гос. изд., 1929, иллюстрации Николая Лапшина).
В 1930-е годы совмещая литературную и художественную работу, возвращается к работе на Государственном фарфоровом заводе, где работает над росписью мелкой пластики. Занимается изучением истории Ленинградского фарфорового завода, работает в архивах. Работает над книгой «Фарфоровый завод в 18 веке» (не издана). В начале 1941 г. заканчивает редактировать первую часть этого труда.
С 1925 года знакомится с С. Я. Маршаком, под его влиянием начинает писать книги для детей. Занимается вопросом оформления детской книги, хотя сама никогда не иллюстрирует свои книги, уступая решение вопроса об их оформлении В. В. Лебедеву. В числе иллюстраторов книг Е. Я. Данько  Б. Кустодиев, В. Лебедев, Е. Хигер, В. Ватагин, Н. Лапшин, Д. Бушен, Е. Эвенбах, М. Езучевский, В. Конашевич, Н. Куприянов и другие художники. Активно популяризировала детскую книгу. Художник Виталий Бианки называл Е. Я. Данько «умнейшей женщиной Ленинграда».
С середины 1920-х годов входит в литературное общество «Ленинградская Ассоциация Неоклассиков», чьи заседания с 1925 года проходили на квартире Фёдора Сологуба. Е. Я. Данько написала воспоминания о Ф. К. Сологубе (опубликованы в 1992 году),
В 1923 -1924 годах поддерживая знакомство с А. А. Ахматовой, дает ряд её портретных зарисовок.
В 1925-1927 годах работает секретарём секции детской литературы Ленинградского отделения Всероссийского Союза Советских писателей. С этого времени является членом правления Союза писателей. С 1926 по 1932 год занимает должность секретаря правления Ленинградского отделения Всероссийского союза писателей,
В 1931 году написала повесть «Деревянные актёры»
 о куклах-марионетках и бродячих кукольниках Италии, Германии, Франции во второй половине XVIII века. Отдельные главы из этой книги опубликованы .
Книга «Побеждённый Карабас» (1941) с иллюстрациями Владимира Конашевича (издание 1966 года)
С апреля по сентябрь 1938 года печаталась в журнале «Чиж» под названием «Буратино у нас в гостях», а в 1941 году вышла отдельным изданием
 сказочная повесть «Побеждённый Карабас», являющаяся продолжением сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого. Герои книги попадают в довоенный Ленинград. Книга неоднократно переиздавалась с иллюстрациями Владимира Конашевича и Леонида Владимирского.
В 1940 году Елена Данько написала автобиографический роман «Юность, или ключ к характеру одной немолодой особы. Эскиз романа, который никогда не будет написан» . Незавершённой работой Е. Я. Данько осталась также биографическая книга о Вольтере, над которой она работала в 1930-е годы.
Блокадную зиму 1941-1942 годов провела в Ленинграде. 27 февраля 1942 года выехала в эвакуацию, вместе с сестрой Н. Я. Данько и матерью О. И. Просвиряковой-Данько. Через несколько дней Е. Я. Данько и её мать скончались от последствий истощения, в поезде, в пути из блокадного Ленинграда в Ярославль и Ирбит; похоронена на одном из полустанков в пути.
 
1912
Павел Яковлевич Зальцман (2 января 1912  20 декабря 1985), советский художник, график, писатель. Представитель аналитического искусства, ученик П. Н. Филонова. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР
Родился в Кишинёве, Бессарабская губерния Российской империи. Писать стихотворения и дневники начал ещё в детстве, романы «Щенки» и «Средняя Азия в средние века» — в 1930-х годах в Ленинграде. Публикации его литературного наследия, однако, появились лишь посмертно, сначала в Израиле, затем  в России.
 
1920
АЗИМОВ Айзек (Другое имя: Исаак Юдович Озимов; 02.01.1920 – 06.04.1992), американский ученый-биохимик и писатель-фантаст. Наиболее известны его книги о роботах, в т. ч. «Я, робот» (1950) и трилогия «Стальные пещеры» (1954), «Нагое солнце» (1957) и «Роботы утренней зари» (1983). Серия романов, в т. ч. «Фундамент и Империя» (1952), «Грань Фундамента» (1982), «Фундамент и Земля» (1986), о крушении галактической империи и рождении нового общественного строя. Центральная тема романа «Сами боги» (1972) – рационализм без нравственности ведет ко злу.
Научно-популярные книги («Вселенная», 1966, и др.). Автобиография «Пока свежа память».
Родился: Петровичи, Смоленская губерния, ныне Белоруссия. В 1923 г. семья эмигрировала в США.
Химию он изучал в Колумбийском университете, во время войны работал в оборонной промышленности, где его коллегами были не менее известные ныне писатели-фантасты Роберт Хайнлайн и Лайон Спрэг Де Камп, потом служил в армии, преподавал, а в конце 50-х гг. окончательно избрал своей профессией литературный труд.
Писать он начал еще в школе, его первый фантастический рассказ был опубликован в январе 1939 г. Он удостоен всех главных литературных наград в области фантастики, не меньшего признания добился как популяризатор науки, заметное место в его творчестве занимают и автобиографические произведения. В 1997 г. его посмертно занесли в Зал славы научной фантастики и фэнтези. Своим лучшим произведением автор считал роман «Сами боги».
 
1957
СОКОЛОВ Борис Вадимович (02.01.1957),российский историк и публицист, литературовед, критик, доктор филологических (МГУ, 1992) и кандидат исторических (Институт этнографии АН СССР, 1986) наук, профессор кафедры социальной антропологии Российского государственного социального университета (до сентября 2008 года), исследователь жизни и творчества М. Булгакова, а также истории Великой Отечественной войны, член Русского ПЕН-Центра. Написал более 500 научных статей, которые публиковались не только на русском, но и на французском, английском, немецком, итальянском, португальском, польском и болгарском языках. Автор более 30 книг по отечественной истории и филологии, в т. ч. энциклопедий «Булгаков» и «Гоголь», биографий Михаила Булгакова, маршалов Тухачевского, Жукова и Берия, Иосифа и Василия Сталиных, Гитлера, Инессы Арманд и Надежды Крупской, книг «Тайны Второй мировой», «Тайны финской войны», «Сто великих войн», «Сто великих политиков», «Оккупация: правда и миф», «Россия: Удачи минувшего века» (в соавторстве) и др. Б. Соколов автор более 10 книг серии «Историческое расследование», посвященных истории России XX века.
 
 
2 января в истории:
 
2 января – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Чудотворец, благотворитель, общественный деятель, духовный писатель, проповедник, пророк, член Синода и черносотенец — он был знаменит на всю Россию. http://www.peremeny.ru/book/dnisily/1008
 
* * *
Две великие фигуры возвышаются в России в конце XIX — начале XX века. Это писатель Лев Николаевич Толстой и священник Иоанн Кронштадтский. https://religion.wikireading.ru/23824
 
1635
Кардинал Ришелье основал французскую Академию Наук.

1703
вышел первый номер первой русской газеты «Ведомости».(по другим данным – 16 декабря 1702).

1818
Дж. Байрон написал «Паломничество Чайлд Гарольда».
 
 
День рождения поэтической строки:
 
     Марина Цветаева
     
     О, где Вы, где Вы, нежный граф?
     О, Дафнис, вспомни Хлою!"
     Вода волнуется, приняв
     Живое-за былое.
 
     И принимает, лепеча,
     В прохладные объятья-
     Живые розы у плеча
     И розаны на платье,
 
     Уста, еще алее роз,
     И цвета листьев -- очи...
     -- И золото моих волос
     В воде еще золоче.
 
     О день без страсти и без дум,
     Старинный и весенний.
     Девического платья шум
     О ветхие ступени...
 
             2 января 1914
 
 
 
 
⁠3 января 
 

 

На фото:

 

1. Лепот, Николь-Рейн;

2. Томас Наттолл

3. Мари Энмон Камиль Жордан;

4. Сильвия Капутикян;

5. Николай Сладков.

Родились:
 
106 до н.э.

Марк Туллий Цицерон (3.01.106 до н. э.  7.12. 43 до н. э.), древнеримский политический деятель, оратор, философ, писатель.

Еще: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%A6%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD


1591

Валантен де Булонь (прозванный Лё Валантэн, имя от рождения Жан Валантэн или Валантен; 3.01.1591  19.08.1632), французский художник эпохи барокко, представитель караваджизма.


1777

Луи Пуансо (3.01.1777  5.12.1859, там же), французский математик и механик, академик Парижской Академии наук (1813); пэр Франции (1846), сенатор (1852). Известен своими трудами в области геометрии и механики.


1806

Генриетта Гертруда Вальпургис Зонтаг (графиня Росси; 3.01.1806  17.06.1854), немецкая оперная певица (колоратурное сопрано). Одна из самых выдающихся певиц первой половины XIX века. 


1829

Конрад Александр Фридрих Дуден (3 января 1829, Лакхаузен, сейчас часть Везеля  1 августа 1911, Зонненберг, сейчас часть Висбадена), немецкий филолог, составитель знаменитого орфографического словаря немецкого языка, названного в его честь.


⁠⁠1892

Джон Рональд Руэл Толкин (3.01.1892  2.09.1973), английский писатель и поэт, переводчик, лингвист, филолог. Профессор Оксфордского университета. Наиболее известен как автор классических произведений «высокого фэнтези»: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион». Толкиен занимал должности профессора англосаксонского языка Роулинсона и Босуорта в Пемброк-колледже Оксфордского университета (1925 -1945), английского языка и литературы Мертона в Мертон-колледже Оксфордского университета (1945 -1959). Вместе с близким другом К. С. Льюисом состоял в неформальном литературоведческом обществе «Инклинги». 28 марта 1972 года получил звание командора Ордена Британской империи (СВЕ) от королевы Елизаветы II.

 

За свои долгие восемь десятков лет жизни Толкин написал всего шесть книг; за последние, же десять лет только с нем самом, и о его творениях выпущено около двадцати: специальных исследований. Его читают миллионы читателей на десятках языков

 

* * *

Биографические материалы: http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/about.html

Н. Григорьева. О ЗАКОНАХ ВОЛШЕБНОГО МИРА http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/about/grigor.shtml

 

1895

Борис Лятошинский (3.01.1895 – ), украинский композитор

Его произведения вошли в золотой фонд украинского искусства. Выдающийся украинский композитор Борис Николаевич Лятошинский. Его критиковали и хвалили, произведения «запрещали» и признавали этапными в украинской музыке. А он оставался верным своему призванию и своей родине. Украинские мотивы – основные в творчестве Лятошинского: он писал музыку на произведения украинских авторов, обращался к фольклорным пластам, глубоко осмысливая народную историю и культуру. Находясь в годы войны в эвакуации в далеком Саратове, Лятошинский сотрудничал с редакцией радиостанции, которая транслировала передачи для жителей оккупированной Украины. И верил: «Мир победит войну». Эти слова стали эпиграфом к его 3-й симфонии.

 

1903

Бек Александр Альфредович (21.12.1902/3.1.1903)  2.11.1972), прозаик.

 

1936

Николай Михайлович Рубцов (1936  1971), русский лирический поэт.
Поэзия Николая Рубцова полна глубокими искренними чувствами и любовью к родной Русской земле, культуре. Особенно хороши стихотворения Николая Рубцова о природе, о русской деревне. Хотя сам Рубцов возражал против обозначения себя как "деревенского поэта". И вполне справедливо. Его поэзия намного шире и глубже просто пейзажной лирики. Конечно, всем хорошо известны знаменитые стихи Рубцова о деревне "Мать России целой  
– деревушка"; "И казалась мне эта деревня Чем-то самым святым на земле…" и многие другие.

 

 
3 января в истории:   
 
1924

3 января 1924 1-й Студией МХАТ была поставлена пьеса Алексея Николаевича Толстого «Любовь — книга золотая» («Золотая книга»).


1924

3 января 1924 спустя два года после обнаружения гробницы египетского фараона Тутанхамона, британская экспедиция под руководством археолога Говарда Картера нашла главное сокровище гробницы: каменный саркофаг фараона. Когда в феврале саркофаг вскрыли, внутри оказался золотой гроб с его мумией.

 

 

 

 
⁠4 января  

На фото:

 

1. Жанна д'Арк. Миниатюра второй половины XV;

2. Александра Ишимова

3. Генрих Шлиман;

4. Гюстав Доре;

5. Александр Скрябин.

Родились:
 
1412

Жанна Д’Арк (6.01.1412 – 30.05.1431), национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре. Впоследствии в 1456 году была реабилитирована и в 1920 году канонизирована – причислена католической церковью к лику святых.

Жанна д'Арк родилась во французской деревушке Домреми. В подростковом возрасте, примерно в 12 лет, она начала слышать голоса – Жанна считала, что с ней говорят Святые Катерина, Маргарита и Михаил Архангел. Голоса сообщили ей, что мир Франции поможет установить именно она, маленькая Жанна, с помощью наследника престола дофина Карла.

 

Она была прилюдно сожжена на рыночной площади в Руане 30 мая 1431 года. А было ей всего 19 лет от роду… В 1455 году король пересмотрел дело и признал вину сфабрикованной. Была назначена папская комиссия, которая опровергла каждый пункт обвинений и признала, что казнь Жанны д’Арк была несправедлива. В 1920 году Католическая церковь объявила Жанну святой. Годовщину ее памяти отмечают 30 мая.

1805

Александра Иосифовна (Осиповна) ИШИМОВА (6.01.1805 – 1881), русская писательница, переводчица, издатель

С августа 1834 года А. О. Ишимова работает над «Историей России в рассказах для детей» — главной книгой писательницы, принесшей ей всероссийскую славу. После выхода одного из детских переводов, она получила совет написать историю России для детей, «наподобие того, как Вальтер Скотт рассказал историю Англии английским детям». Предварительно Ишимова изучила все доступные к тому времени источники по русской истории и, прежде всего, «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина. Первые рассказы писательницы были восторженно встречены как ведущими русскими литераторами, так и юными читателями.

 

"История" г-жи Ишимовой – важное приобретение для русской литературы: так богато сочинение её другими достоинствами, между которыми первое место занимает превосходный рассказ и прекрасный язык, обличающие руку твердую, опытность литературную, основательное изучение предмета, неутомимое трудолюбие" (В. Г. Белинский).

 

В книге нашли отражение все важнейшие события русской истории с древнейших времен до начала царствования Николая I. Первое издание книги выпущено Петербургской Академией наук в шести частях в 1837-1840 годах, его тираж составил 1200 экземпляров. Первая часть книги вышла незадолго до смерти А. С. Пушкина. Ишимова – последний корреспондент Пушкина: он написал ей письмо о её исторических рассказах («Сегодня я нечаянно открыл Вашу Историю в рассказах и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!») и отправил книгу для перевода в день дуэли с Дантесом 27 января 1837 г.

 

Второе издание вышло в 1841 году. Оно также получило высокую оценку современников и в том же году было удостоено Демидовской премии:

А. О. Ишимова издавала два ежемесячных детских журнала: «Звёздочка» (1842-1863) и «Лучи» (первый журнал «для девиц») (1850-1860). Автор ряда оригинальных рассказов для детей: больше всего были известны «Рассказы старушки» (СПб., 1839); «Священная история в разговорах для маленьких детей», выдержавшая 6 изданий, начиная с 1841; «Колокольчик», книга для чтения в приютах (СПб., 1849); «Первое чтение и первые уроки для детей» (СПб., 1856-1860; два изд.); «Рассказы из Священной истории для крестьянских детей» (СПб., 1878). А. О. Ишимова много переводила с французского и английского языков: в частности, именно ей принадлежат первые переводы на русский язык приключенческих романов Фенимора Купера.

 

 

1822

Генрих Шлиман (6.01.1822 – 26.12.1890 ), немецкий археолог-любитель, открывший Трою

 

1832

Гюстав ДОРЕ (6.01.1832 – 1883), французский художник-график

 

1872

Александр Скрябин (25.12.1871/6.01.1872 – 14./27.04.1915), русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке. Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «цветомузыка».

 

* * *

В созвездии великих имен серебряного века имя Александра Скрябина сияло совершенно неповторимым светом. О нем говорили все. Не только как о музыканте. Не меньше толков вызывала его уникальная личность. «Звездой первой величины» называл молодого музыканта авторитетнейший композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Читать дальше:

https://scriabinmuseum.ru/pages/scriabin-info 

 

1905

Эрик Рассел (6.01.1905 – 19), английский писатель-фантаст

 

1928

Лев Иванович КУЗЬМИН (6.01.1928 – 2000), русский писатель

 

 
 
6 декабря в истории:  

 

1884
Паулем Нипковым подана патентная заявка на изобретение электрического телескопа, ставшего основой для механического телевидения  Впервые прямое влияние света на электричество было обнаружено немецким физиком Герцем во время его опытов с электроискровыми вибраторами. Герц установил, что заряженный проводник, будучи освещен ультрафиолетовыми лучами, быстро теряет свой заряд, а...
Источник: http://www.calend.ru/events/1-6/

 

 

 

 

⁠⁠⁠7 января

 
 
Родились:
 
1643

Исаак Ньютон (04.01.1643 ⁠⁠– 31.03.1727), английский физик, математик, астроном, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества.

Фундаментальные труды «Математические начала натуральной философии» (1687) и «Оптика» (1704). Разработал (независимо от Г. Лейбница) дифференциальное и интегральное исчисления. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, исследовал интерференцию и дифракцию, развивал корпускулярную теорию света, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики.

Пространство и время считал абсолютными. Его работы намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам. Был директором Монетного двора, наладил монетное дело в Англии. Был известным алхимиком, занимался хронологией древних царств. Теологические труды посвятил толкованию библейских пророчеств (большей частью не опубликованы).

 

1710

Джованни Перголези (04.01.1710 – 17.03.1736), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. В 1731 г. в Неаполе была поставлена его первая опера «Салюстин». Писал оперы-сериа, оратории, комической интермедии, вставлявшиеся между актами опер-сериа (впоследствии исполнялись как самостоятельные комические оперы). В 1733 г. создал к своей опере-сериа «Гордый пленник» интермедию «Служанка-госпожа» – одну из лучших опер-буффа, открывшую историю этого нового жанра. Другие его сочинения (трио-сонаты, оперные увертюры) также предвосхищают стилевой перелом в итальянском искусстве середины ХVIII в. Широкой известностью пользуется его духовное произведение «Стабат матер» (1735).

 

1785

Якоб Гримм (1785 –1863), немецкий филолог, сказочник.

Работа Якоба Гримма над «Грамматикой» и «Словарём» немецкого языка вызвала интерес больший, чем в своё время сказочный сборник. Братья стали членами многих научных обществ, национальных академий, профессорами и одними из основателей науки германистики.

За всю жизнь братья Гримм написали и подготовили к печати множество необыкновенно важных и сложных научных работ, которые живут по сей день: «Немецкая грамматика» в четырёх томах в тысячу страниц каждый, многотомный «Словарь немецкого языка», который смогли закончить только через сто лет другие учёные, «Германские героические сказания», «Немецкая мифология», «Древности германского права», «История немецкого языка» и многое другое.

 

* * *

Светлана Лужбина. Якоб Гримм – ученый, писатель и… библиотекарь

«Библиотека – это вечно голодный зверь. Здесь много прекрасных, редких книг, но какой в них прок для меня, если я не могу их читать, даже перелистывать; мне приходится лишь вносить их в каталог, доставать и расставлять по стеллажам. Библиотека представляет собой колесо, в котором я ежедневно тоже должен крутиться целых шесть часов… Одни книги разыскиваю, другие расставляю по местам – все это в постоянной беготне, переписываю предметный каталог всей английской истории на отдельные карточки, чтобы затем по ним составить новый каталог, то есть еще раз переписать…». Эти слова принадлежат замечательному немецкому писателю-сказочнику и ученому-языковеду Якобу Гримму. Написаны они почти 200 лет тому назад, а сохранили свою актуальность по сей день.

Братьев Гримм, и в первую очередь Якоба, можно смело назвать профессиональными библиотекарями. Якоб Гримм проработал в библиотеках более 30 лет, конечно, совмещая эту работу с исследовательской и преподавательской деятельностью.

http://lib.1september.ru/2006/04/18.htm

 

* * *

Гримм В., Гримм Я. Детские и семейные сказки

http://bibliogid.ru/krug-chteniya/mify-legendy-narodnye-skazki/1018-grimm-v-grimm-ya-detskie-i-semejnye-skazki

 

1812

Евдокия Ростопчина (урожд. С у ш к о в а; 1812 –1858), русская писательница.

 

1875

Василий Григорьевич ЯН (наст. фамилия – Я н ч е в е ц к и й; 1875 – 1954), русский писатель, автор исторических романов и повестей

 

1934

Зураб Константинович ЦЕРЕТЕЛИ ( 04.01.1934), грузинский и российский художник, заслуженный художник Грузии, народный художник СССР (1980), действительный член Российской АХ СССР (1992); действительный член АХ СССР (с 1988). Автор монументально-декоративных произведений (панно, мозаики, витражи, декоративно-игровые скульптуры) в курортном комплексе в Пицунде (1967), в курортном городке ВЦСПС в Адлере (1973), в гостиничном комплексе «Измайлово» в Москве (1980) и др.; монумента «Дружба навеки» в Москве (1983). Участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве (открыт в 1995). Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1970, 1982), президент Российской Академии Художеств.

 

 
4 января в истории:  
 
1493  

Христофор Колумб, открыв Америку, направился обратно в Испанию.

http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%2C_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80

 

1772

В Эрмитаж были доставлены 158 картин, купленных по указанию Екатерины II в Париже

 

1908

Анна Павлова впервые исполнила хореографическую миниатюру «Умирающий лебедь»

 

 

 

 

⁠⁠5 января

На фото:

 

1. Исаак Ньютон

2. Джованни Перголези;

3. Якоб Гримм;

4. Евдокия Ростопчина;

5. Зураб Церетели.

Родились:
 
1723

Лепот, Николь-Рейн, урожд. Этабль де Лабриер (5.01.1723 – 6.12.1788) 1723-1788), первая французская женщина-математик и астроном.

Мадам Лепот участвовала в расчете орбиты кометы Галлея, была составительницей эфемерид (траекторий на небе) Солнца, Луны и планет. Николь-Рейн – автор работ, публиковавшихся в изданиях Парижской академии, хотя последняя и не решилась признать научные заслуги астронома-женщины.

В честь Николь-Рейн Лепот названы лунный кратер и астероид 7720 Lepaute (4559 P-L).
Филибер Коммерсон, французский учёный-натуралист, в честь Николь-Рейн Лепот назвал «потией» новый цветок, привезённый из Японии. Закрепилось, однако, за цветком иное имя — гортензия, данное другим ботаником Антуаном де Жюссье. Это породило путаницу, и иногда можно встретить утверждение, что Гортензией звали мадам Лепот.

http://womantory.livejournal.com/253766.html

 

1786

Томас Наттолл (5.01.1786 – 10.09.1859), английский ботаник и зоолог.

Наттолл родился в семье профессора ботаники. Интерес к естествознанию и путешествиям возник у Томаса еще в юности. А в 1810 году он совершил первое серьезное путешествие  к Великим озерам. Спустя год, в составе Асторской экспедиции, Томас Наттолл отправился вверх по реке Миссури. Его сопровождал английский ботаник Джон Брэдбери, который составлял коллекцию американских растений по поручению Ливерпульского ботанического сада. Экспедиция, в которой участвовал Томас, повторила путь экспедиции Льюиса и Кларка (1803-1806), но многие образцы растений, собранные теми, были утрачены. Поэтому растения, собранные Наттоллом в этом путешествии, были еще неизвестны науке.

Томас закончил путешествия в то время, как началась война между Британией и США. Он вернулся в Лондон, где предался разбору своей большой коллекции. В 1815 году Наттолл вновь приехал в Америку, снова много ездил по стране, собирая растения, а в 1818 году опубликовал работу «Роды растений Северной Америки». В 1825 году он получил место хранителя в ботаническом саду в Гарвардском университете. В 1834 году Наттолл оставил свой пост и снова отправился на запад с экспедицией Натаниэла Джарвиса Вайета. Он обследовал Канзас, Вайоминг и Юту. В том же году Наттолл успел посетить и Гавайские острова.

Томас Наттолл оставил свой след в науке: издал ряд печатных трудов, множество видов растений и птиц носят видовой эпитет от фамилии Наттолла, и первое в США общество орнитологов, организованное в 1873 году, было названо в его честь.

 

1838

Мари Энмон Камиль Жордан (1838 – 1922), французский математик.

Работы Ж. относятся к алгебре, теории функций, а такжетопологии и кристаллографии. С именем Ж. связаны: теорема Жордана – Гёльдера о композиционных рядах групп, нормальная (жорданова) форма матриц, Жордана кривая; им введено понятие функции сограниченным изменением (см. Изменение функции). Ж. принадлежат первый систематический курс теориигрупп и теории Галуа (1870) и трёхтомный курс анализа (1882-87).


1846

Рудольф Кристоф Эйкен (5.01.1846 – 15.09.1926), немецкий писатель и философ, создатель концепции «метафизики духа». Руководствуясь главным принципом при вручении наград, Нобелевский комитет отметил в работах Рудольфа Эйкена «напряженные поиски истины, всепроникающую силу мысли, широкое мировоззрение, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию».

1848 

Василий Иванович Немирович-Данченко (24.12.1847/5.01.1848 /по формулярному списку его отца, год рождения 

1845/ – 18.09.1936), русский писатель, путешественник и журналист, старший брат известного театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

 

1919

Сильва Капутикян (5.01.1919 – 26.08.2006), армянская и советская поэтесса, писатель и публицист, академик

1920

Николай Иванович СЛАДКОВ (1920 – 1996), русский писатель

См. Литературный календарь

 

 

 
6 января в истории:  
 

1823
(24 декабря по ст. ст. 1822 года) В продажу поступил первый номер альманаха «Полярная звезда», изданный будущими декабристами Кондратием Рылеевым и Александром Бестужевым.

 

1957

В первом номере журнала «Техника – молодёжи» за 1957 год началась публикация романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» – этапного в развитии советской фантастики.

 

 

 

 

⁠⁠⁠6 января

На фото:

 

1. Жак-Этьенн Монгольфье;

2. Эмиль Борель

3. Ольга Чумина;

4. Ювеналий Коровин;

5. Джеральд Даррелл.

Родились:
 
1745

Жак-Этьенн Монгольфье французский изобретатель, создатель воздушного шара. 

Был архитектором, познакомившись с сочинениями Пристли, заинтересовался воздухоплаванием и участвовал во всех изобретениях и предприятиях старшего брата.

Масон, с 1784 года член ложи Великого востока Франции.

1871

Эмиль Борель французский математик, профессор

1849

Александра Михайловна Калмыкова (урождённая Чернова; 26.12.1849/7.01.1850)  1.04 1926), русская прогрессивная общественная деятельница, издатель, писательница. Ее талант высоко ценил Л. Н. Толстой, а она сама оказала неоценимую услугу В. И. Ленину и его соратникам, предоставив свою квартиру как явку, помогая ему во время сибирской ссылки, а позже участвовала в организации издания газеты «Искра» и субсидировала проведение 2-го съезда РСДРП.

 

1858

О́льга Николаевна Чюмина (по мужу  Миха́йлова; 26.12.1858/7.01.1859  24.03/5.04.1909), русская поэтесса, переводчик.

Ольга Николаевна Чюмина в семье потомственного военного Николая Чюмина. Её далекие предки происходили от татарского князя Джюмы. Дед служил в гвардии, в аристократических Кексгольмском и Семеновском полках. По утверждению Ольги Чюминой, дед принимал участие в восстании декабристов.
Детство прошло в Финляндии, где служил отец. В 1876 году семья вернулась в Новгород. В юности увлекалась театром и музыкой, готовилась к поступлению в консерваторию, а стихам, которые начала писать сравнительно поздно, значения не придавала.
В 1882 году стихотворение Чюминой без её ведома появилось в газете «Свет», издававшуюся полковником В. В. Комаровым. Постепенно произведения новгородской поэтессы начинают появляться в лучших журналах России — «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Русском богатстве», «Северном вестнике», «Мире божьем».
Ольга Чюмина была знакома с А. Н. Плещеевым, Я. П. Полонским, В. М. Гаршиным. С дружеской симпатией относился к Чюминой А. П. Чехов.
Хорошо знали её в театральных кругах, а К. С. Станиславский называл её «самым верным другом и заступницей Московского Художественного театра». Её театральные фельетоны составили внушительный том («В ожидании. Фельетоны в стихах», СПб., 1905).

После революции 1905 года важное место в творчестве Чюминой начинает занимать политическая сатира. Так, в 1905—1906 годах появились два сборника революционной сатиры, сделавшие Чюмину «одной из самых заметных фигур сатирической журналистики». Одно из стихотворений, недвусмысленно направленное против особы царствующего дома, едва не привело к аресту автора.
Значительных успехов Чюмина добилась и в качестве переводчика. Её капитальные переводы из Данте, Мильтона, Теннисона были отмечены почетными отзывами и премиями Академии наук. В советские годы имя Ольги Чюминой прежде всего было известно благодаря непревзойденному переводу на русский язык стихотворения Байрона «Авторам билля, направленного против разрушителей машин».
В 1908 году вышел сборник Ольги Чюминой «Осенние вихри» (1908), который оказался последним.

 

1902
Вадим Леонидович Андреев
(25.12.1902 /7.01.1903 
 20 мая 1976), русский поэт, прозаик. Сын Леонида Николаевича Андреева и Александры Михайловны Андреевой (урожд. Велигорской), брат Д. Л. Андреева.


1914 
Ювеналий Дмитриевич Коровин
(7.01.1914 
 16.02.1991), русский художник. Заслуженный художник РСФСР.

 

1925

Джеральд Малкольм ДАРРЕЛЛ (7.01.1925 – 30.01.1995), английский натуралист, писатель, основатель Джерсийского зоопарка и Фонда охраны дикой природы. Младший брат известного писателя-романиста Лоренса Даррелла.

 

1940

Александр Петрович Гостомыслов (7.01.1940  19.12.2012), советский и российский прозаик, публицист. Член Союза писателей России (1994). Делегат ХIII и ХIV съездов писателей России. Руководитель секции документальной прозы и публицистики Петербургского отделения Союза писателей России.
Свой первый рассказ он написал в 1960 году.
С 1975 по 1995 годом он являлся руководителем отдела науки и публицистики в журнале «Костер». Гостомыслов разработал программу «Живая вода». Специально для неё он проводил конкурсный отбор старшеклассников, лучших экологов страны, а также организовывал экспедиции на Ладогу, Амур, Волгу, Тюмень. Кроме того, он организовал в журнале «Клуб Шерлока Холмса». Был одним из руководителей, проводимых журналом «Костер», шести Всесоюзных совещаний журналистов и писателей, пишущих для детей и подростков.

 

 
 
7 декабря в истории:  

1726
Официальное открытие Академии наук в Санкт-Петербурге.

1598
Борис Годунов взошел на русский трон после смерти последнего Рюриковича

1827
(26 декабря 1826 года по ст. ст.) На вечере у З. А. Волконской А.С.Пушкин встречается с Марией Волконской, которая впоследствии вспоминала: «В Москве я остановилась у Зинаиды Волконской. Зная мою страсть к музыке, она пригласила всех итальянских певцов, бывших тогда в Москве... Тут был и Пушкин, наш великий поэт... Во время добровольного изгнания в Сибирь жен декабристов он был полон искреннего восторга; он хотел мне поручить свое «Послание к узникам» («Во глубине сибирских руд»)... но я уехала в ту же ночь, и он его передал Александрине Муравьевой...»

1839
 
Физик Доминик Франсуа Араго раскрыл секрет «светописи» 7 января 1839 года состоялось заседание двух французских академий  Академии наук и Академии изящных искусств. На этом заседании физик Доминик Франсуа Араго сделал подробный блестящий доклад о результате многолетних опытов французского химика и...
 
1841
С пятого раза Виктор Гюго избран членом 40 бессмертных Французской Академии.

1852
(26 декабря 1851 года по ст. ст.) В Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала установлена первая в России городская рождественская елка.
 
1884
7 января 1610 г. (406 лет назад) Галилео Галилей открыл четыре крупнейших спутника Юпитера

В ночь на 7 января 1610 года Галилей направляет созданный им 32-х кратный телескоп на небо. Он увидел там не только лунный пейзаж, горные цепи и вершины, но и открыл четыре наиболее крупных спутника Юпитера – Ио, Европа, Ганимед и Каллисто, которые сейчас носят название «галилеевых».
Спутник Юпитера Ганимед имеет диаметр превосходящий диаметр Меркурия. Под поверхностью Европы обнаружен глобальный океан, а Ио известен тем, что на нём действуют самые мощные в Солнечной системе вулканы. Каллисто – одно из самых кратерированных тел в Солнечной системе. Поверхность спутника очень старая, около 4 млрд. лет, а его геологическая активность крайне низкая. У Юпитера имеются слабые планетарные кольца.
Спутники ярки и вращаются по достаточно удалённым от планеты орбитам, так что их легко различить даже в полевой бинокль. Первенство в открытии спутников оспаривал также немецкий астроном Симон Мариус, который увидел их еще в 1609 году, но не опубликовал открытие. Позднее именно Мариус дал этим четырем спутникам названия, взяв имена из древнегреческих мифов.
Юпитер исследовался восемью автоматическими межпланетными станциями НАСА. Наибольшее значение имели исследования с помощью аппаратов «Пионер» и «Вояджер», и позднее «Галилео». Последним аппаратом, посетившим Юпитер, был зонд «Новые горизонты», направляющийся к Плутону.
На сегодня известно 63 спутника Юпитера, среди которых Галилеевы – самые крупные.

 

 
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
Сайт создан при помощи конструктора сайтов a5.ru